Погрузка на Российских железных дорогах (РЖД) в январе 2025 года снизилась на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 93,1 млн тонн. Одновременно наибольший рост был зафиксирован в перевозках каменного угля (+2,1%, до 29,7 млн тонн), железной руды (+3,9%, до 8,8 млн тонн), металлолома (+17,4%, до 474,4 тыс. тонн), удобрений (+10,7%, до 6,2 млн тонн), цветной руды (+1,9%, до 1,4 млн тонн) и химикатов (+2,4%, до 1,8 млн тонн).
Михаил Глазков, заместитель генерального директора РЖД, ранее сообщил о возможном снижении погрузки в январе, объяснив это изменениями в рыночной ситуации после возвращения к действию Правил недискриминационного доступа (ПНД), которые были приостановлены с весны 2022 года. По его словам, конъюнктура рынка грузовых перевозок изменилась, и теперь перевозятся грузы, которые приносят большую добавочную стоимость и вклад в ВВП, чем те, которые преобладали в прошлом году. Это касается, в первую очередь, контейнерных перевозок, нефтяных и металлургических грузов, которые ранее уступали место углю благодаря преференциям для угольных регионов. В 2024 году, например, квота на вывоз угля в восточном направлении была предоставлена шести регионам, а в 2025 году — только для Кузбасса. В результате на восточном направлении рост погрузки в январе 2025 года по сравнению с январем 2024 года составил 8,6%.
Финансовые потери РЖД из-за соглашений с регионами, такими как Кузбасс, Якутия, Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тува, оцениваются в 206 млрд рублей. Потери для российского ВВП составляют более 100 млрд рублей. Несмотря на преференции для угольных регионов, в 2024 году ежемесячно наблюдалось снижение объемов перевозок твердого топлива, а прирост в 3,1% был зафиксирован только в декабре.
Снижение погрузки в январе 2025 года также связано с уменьшением объемов перевозки строительных материалов, которые сократились на 27,2%, до 5,2 млн тонн. Это объясняется завершением крупных строительных проектов и переносом сроков реализации ряда новых автодорожных объектов. В результате, несмотря на снижение общего объема погрузки, не произошло пропорционального сокращения нагрузки на инфраструктуру РЖД, поскольку масса некоторых грузов, таких как уголь и стройматериалы, в несколько раз превышает массу других, например, нефтяных товаров и металлолома. Одновременно с этим тарифный грузооборот, который показывает дальность перевозки, увеличился на 6%, что свидетельствует о более высокой загрузке транспортных мощностей.
Увеличение объемов перевозок угля в основном произошло за счет роста перевозок в направлении портов Дальнего Востока — более чем на 5%, а также на юг России, где рост составил почти 70%. Однако, несмотря на некоторые успехи в перевозках, по ряду номенклатур, таких как черные металлы (падение на 9,5%, до 4,7 млн тонн), цемент (-10,2%, до 1 млн тонн) и зерно (-26,1%, до 1,8 млн тонн), наблюдается снижение, что ослабляет нагрузку на сеть РЖД и позволяет улучшить динамику по другим грузам, например, углю.
Эксперты, такие как Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики», утверждают, что хотя снижение погрузки в январе может быть связано с особенностями текущего спроса на некоторые виды грузов, говорить о его устойчивости пока рано. Погрузка будет зависеть от множества факторов, включая дефицит кадров, техническое состояние локомотивного парка и другие проблемы, которые могут осложнить выполнение отгрузок в будущем.
Кроме того, по мнению Владимира Савчука, заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), планы РЖД по замещению угля высокодоходными грузами могут столкнуться с трудностями из-за текущей экономической ситуации и санкций. Без угля будет сложно не только поддерживать загруженность железнодорожной инфраструктуры, но и достигать высоких показателей по производительности и скорости перевозок.
Дефицит порожних вагонов для перевозки строительных материалов также остается проблемой, что подтверждается оценками ИПЕМ. Например, производители щебня были готовы отгрузить больше продукции в январе, но не все порожние вагоны смогли добраться до станций погрузки, что способствовало снижению объемов перевозок.