29.11.2024

Российские предприниматели осваивают инструменты продвижения: итоги исследования

Большинство владельцев малого и микробизнеса в России активно используют маркетинговые инструменты для продвижения своих товаров и услуг. Согласно исследованию «СберМаркетинга» и «Эвотора», 83% опрошенных предпринимателей внедряют различные маркетинговые подходы: 72% собирают клиентскую базу, а 57% лично занимаются рекламой и маркетингом.

Осведомлённость и использование маркетинговых инструментов

В среднем каждый предприниматель знает около 13 маркетинговых инструментов, но активно использует только пять. В цифровой среде самые известные инструменты — интернет-реклама (68%), рассылки (63%) и продвижение через СМИ (62%). На практике же лидируют SMM (34%), онлайн-реклама (29%), CRM-рассылки (28%) и собственный сайт (26%).

Интересно, что женщины-предприниматели чаще мужчин осведомлены о возможностях рекламы через блогеров (66% против 48%) и чат-боты (51% против 40%), тогда как мужчины чаще используют SEO-продвижение (19% против 11%).

Приоритеты на ближайший год

В будущем предприниматели планируют сосредоточиться на таких инструментах, как:

  • Интернет-реклама — 17% опрошенных;
  • Создание веб-сайтов, продвижение в соцсетях и СМИ — по 14%.

В офлайне предприниматели лучше всего знают рекламу на ТВ (74%), наружную рекламу (73%) и раздачу листовок (70%). На практике же наиболее популярны листовки (32%) и наружная реклама (31%).

79% предпринимателей используют диджитал-инструменты, 71% — офлайн-методы. Только цифровые каналы применяют 13% респондентов, исключительно офлайн — 4%. Молодые бизнесмены чаще комбинируют онлайн- и офлайн-методы.

Кто занимается маркетингом?

В малом бизнесе 57% владельцев лично занимаются продвижением. Лишь в 37% компаний есть штатные специалисты по маркетингу, а в 23% — продвижение передано на аутсорсинг:

  • 19% привлекают фрилансеров;
  • 5% — рекламные агентства.

Анализ клиентских баз

Несмотря на то, что 72% предпринимателей собирают базу клиентов, только 34% из них анализируют её с помощью CRM-систем, банковских решений или приложений для программ лояльности.

  • 28% проводят анализ вручную;
  • 10% вообще не анализируют данные.

Таким образом, 38% предприятий не знают своих клиентов, либо не собирая данные, либо игнорируя их анализ.

Программы лояльности и скидки

Использование программ лояльности среди малых и микробизнесов значительно выросло — с 2% в 2019 году до 31% в 2024 году. Такие программы особенно популярны в:

  • Кофейнях (49%);
  • Парфюмерных магазинах (43%);
  • Пекарнях, кафе и столовых (39–41%);
  • Зоомагазинах и торговых точках для дачи и дома (36–37%).

Большинство предпринимателей отдают предпочтение бонусным программам, стимулирующим повторные покупки. Тем не менее, многие до сих пор предоставляют скидки «по ощущениям», не используя системные подходы.

Самые частые скидки наблюдаются в:

  • Парфюмерных магазинах (25% чеков);
  • Обувных магазинах (18%);
  • Косметических и галантерейных отделах (12–16%).

Средний размер скидки составляет 465 рублей, с максимальными значениями в сентябре (592 руб.) и минимальными в мае (273 руб.).

Искусственный интеллект в рекламе

37% предпринимателей используют ИИ для создания рекламных материалов. Чаще всего это:

  • Написание текстов;
  • Создание и обработка изображений;
  • Генерация идей для бизнеса.

Применение ИИ особенно популярно среди молодых предпринимателей 18–34 лет (58%).

Как обучаются предприниматели?

62% респондентов частично или полностью разбираются в языке маркетинга, а 24% только начинают изучать его. Наиболее популярные источники информации:

  • Интернет-поисковики (48%);
  • Общение с коллегами (35%);
  • Видеообзоры (33%).

Наибольшую ценность для бизнесменов представляют истории успеха других предпринимателей (48%), эффективные маркетинговые инструменты (46%) и перспективные рекламные каналы (40%).

Бюджеты и затраты на маркетинг

77% малых предприятий тратят на продвижение до 100 тысяч рублей в месяц, 15% — свыше 200 тысяч рублей.

Согласно исследованию, 65% собственников готовы тратить час и более в неделю на изучение новых инструментов. Наиболее удобным форматом для обучения считают отраслевые Telegram-каналы и видеообзоры с практическими советами.

Итоги

Опрос, охвативший 400 владельцев малого и микробизнеса из российских городов с населением более 100 тысяч человек, показал высокий интерес предпринимателей к маркетинговым инструментам. Однако остаются пробелы в систематизации подходов и использовании современных технологий, что открывает возможности для дальнейшего роста и оптимизации.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами