Один из крупнейших бумажных комбинатов России, «Волга», предложил Минпромторгу пересмотреть монополию государственного АО «ГЛОНАСС» на поставку услуг по контролю за перемещением транспорта с лесом. Компания также требует реформирования Федеральной государственной информационной системы лесопромышленного комплекса (ФГИС ЛК), введенной с 1 января 2025 года. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на письмо Дениса Кумирова, заместителя гендиректора «Волги» по лесосырьевому обеспечению, направленное в профильный департамент Минпромторга.
В письме Кумиров указал несколько проблем, связанных с работой системы ФГИС ЛК:
- Технические: система часто зависает и не реагирует на действия, иногда пользователи не могут войти в нее в течение нескольких часов.
- Неверная настройка лесных участков: система включает земельные участки из разных муниципальных районов, что вызывает ошибки при подаче документов в лесной реестр и делает невозможным подачу лесных деклараций.
- Проблемы с картографическим сервисом: границы, отображенные в системе, не совпадают, что затрудняет пространственный контроль и подачу документов о пользовании лесами.
Эти проблемы приводят к необоснованному увеличению издержек для лесопользователей и созданию административных трудностей для отрасли. Представители лесопромышленных компаний, в свою очередь, на заседании комитета Госдумы по экологии выразили опасения о возможном приостановлении лесозаготовок и предложили ввести переходный период до осени 2025 года, в течение которого компании не будут штрафоваться за несоответствие новым правилам.
Проблемы с монополией «ГЛОНАСС»
Одной из основных проблем, описанных в письме, является монополия АО «ГЛОНАСС» на услуги по обеспечению контроля местоположения лесовозной техники и передачи данных в ФГИС ЛК. По мнению «Волги», такая ситуация дает компании возможность диктовать условия лесопромышленникам, что приводит к задержкам с подключением оборудования, отсутствию технической поддержки и нарушению договорных условий. Также указано, что несмотря на правовую нестыковку, контрольные органы уже начинают штрафовать владельцев транспортных средств.
На данный момент требования по установке оборудования на лесовозы еще не вступили в силу, однако лесопромышленники уже сталкиваются с административной ответственностью из-за несоответствия техническим требованиям, несмотря на отсутствие состава правонарушения.
Позиция Рослесхоза и Минпромторга
В ответ на критику системы ФГИС ЛК, представитель Рослесхоза отметил, что тестовый период системы длился с 2022 года, и многие компании не начали подготовку до декабря 2024 года. Он подчеркнул, что те регионы, которые начали работать с системой заранее, не столкнулись с трудностями. В свою очередь, Минпромторг отметил, что, несмотря на жалобы на работу системы, решение о предоставлении отсрочки без применения штрафов для лесопромышленных предприятий будет поддержано.
Ответ АО «ГЛОНАСС»
В компании «ГЛОНАСС» ответили, что они не являются монополистами по российскому законодательству, так как их деятельность регулируется законом № 395-ФЗ, который обязывает использовать систему ЭРА-ГЛОНАСС для создания государственных информационных систем. Представители компании утверждают, что их тарифы на подключение и обслуживание лесной техники ниже среднерыночных, а также заверяют, что система работает без сбоев и справляется с большим количеством регистраций.
АО «ГЛОНАСС» также заявило, что на 21 февраля 2025 года более 45 тыс. единиц лесной техники подключены к системе, и процесс подключения продолжается, несмотря на высокий спрос.
Таким образом, проблема с монополией «ГЛОНАСС» и техническими неполадками системы ФГИС ЛК продолжает оставаться актуальной для лесопромышленного комплекса, что требует скорейшего принятия мер для исправления ситуации.