Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), объединяющая крупнейших участников отрасли, включая «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие, обратилась к профильным министерствам с просьбой повысить нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автомобильных дорог. Это и другие предложения были представлены в презентации НИУ ВШЭ, подготовленной по заказу ассоциации, на мероприятии, состоявшемся 23 апреля.
Одним из основных предложений НАИК стало введение коэффициента интенсивности движения на автодорогах для более точного расчёта бюджетных ассигнований. Также предлагается изменить методику расчёта площади обслуживаемых дорог, заменив линейный километр на квадратный метр площади твердых покрытий, что позволит более точно учитывать площадь транспортных развязок и других объектов инфраструктуры. Вдобавок, ассоциация предлагает направлять часть средств, собранных через государственную систему «Платон», на эксплуатацию автодорог.
Согласно распоряжению правительства № 768-р, до 2030 года на содержание дорог будет выделено 2,48 трлн рублей — на 1,73 трлн рублей меньше, чем требуется по действующим нормативам. Недофинансирование составляет 42%. Презентация НАИК также подчеркивает дефицит в финансировании на ближайшие три года: на 2025 год требуется 616,3 млрд рублей, в 2026 году — 653 млрд рублей, а в 2027 — 692 млрд рублей. Суммарный дефицит на эти годы составит 639,7 млрд рублей.
Дефицит финансирования и последствия для безопасности
Наблюдается также падение доли ассигнований, направляемых на содержание федеральных дорог. В 2019 году расходы на содержание автомобильных дорог составляли 16,4% от общего объема расходов Федерального дорожного фонда, а в 2024 году этот показатель снизился до 14%. В ценах 2019 года расходы на содержание дорог в 2024 году упали на 2,6%.
Недофинансирование может привести к росту аварийности на дорогах. В частности, вероятность ДТП с тяжелыми последствиями увеличивается, если на месте аварии отсутствует или неисправно освещение (в 2,4 раза), если нет технических средств организации движения (в 1,7 раза), если дорожное покрытие неровное (в 1,6 раза), если зимнее содержание дорог недостаточно (на 24%), или если имеется плохая различимость горизонтальной разметки (на 15-25%).
Эксперты подчеркивают важность более эффективного распределения дорожных средств. Чем больше объем дорожных фондов, в том числе для содержания дорог, тем ниже аварийность на трассах.
Финансовые проблемы отрасли: рост числа убыточных компаний
С 2020 года ситуация с финансовым состоянием компаний, занимающихся эксплуатацией автодорог, ухудшилась. Доля убыточных компаний увеличилась с 12% до 23% в 2024 году. По данным СПАРК, среди 869 компаний, занимающихся эксплуатацией автомобильных дорог, количество убыточных выросло с 112 в 2020 году до 199 в 2024 году. На 1 апреля 2025 года 51 компания из 1397, работающих в этой сфере, находится в состоянии банкротства.
Участники рынка сообщают о росте затрат на материалы. Например, техническая соль подорожала с 3 тыс. до 6,5 тыс. рублей за тонну. Некоторые компании, такие как Борисоглебское дорожно-ремонтное управление № 2, заявляют, что они зарабатывают на строительстве новых дорог, но на содержание тратят значительно больше. Это усугубляется штрафами: «Мостотрест-Сервис» сообщает о расходах на штрафы в размере 50–70 млн рублей в год.
Перспективы и пути решения
Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ, отмечает, что основная угроза хронического недофинансирования не заключается в банкротстве компаний, а в деградации дорожной инфраструктуры, что в будущем приведет к необходимости строительства новых дорог. По его мнению, предложенные НАИК меры не решат проблему нехватки финансирования, поскольку в бюджете нет средств на поддержание существующей дорожной сети.
Одной из причин недостаточного финансирования, по мнению эксперта, является низкий уровень платежей со стороны владельцев автомобилей. Блинкин считает, что значительной части водителей предстоит платить больше за использование дорог. Для этого может потребоваться изменение системы платежей, с переходом от акциза к оплате за километр пробега.