Компания РЖД начала внедрение новой автоматизированной системы управления (АСУ) «Экспресс НП» («Экспресс нового поколения») для продажи билетов, сообщив об этом через свой Telegram-канал. Эта система пришла на замену устаревшей системе «Экспресс-3», которая использовала американские серверы IBM, компания которых покинула Россию в начале 2022 года.
Система «Экспресс НП» начала свою работу в период с 9 по 13 декабря 2024 года. Николай Костенко, глава Департамента пассажирских перевозок РЖД, подчеркнул, что данная система является отечественной разработкой, создание которой заняло почти пять лет. Он отметил, что «Экспресс НП» будет более гибкой и динамичной, что позволит ускорить внедрение новых цифровых сервисов для клиентов и улучшить реакцию на запросы пассажиров.
Система «Экспресс-3», которая использовалась на протяжении почти 20 лет, порой давала сбои. Она была внедрена в 2005 году, и в марте 2024 года было объявлено, что РЖД перейдёт на «Экспресс НП».
Переход на новую систему
Тестирование «Экспресс НП» проводилось в рамках проекта «Пассажирская компания «Сахалин»». Костенко сообщил, что теперь РЖД будет переходить на эту систему для других перевозчиков, хотя точные сроки развертывания пока не названы. Также нет конкретных данных, когда РЖД полностью откажется от «Экспресс-3», однако, как отмечается на официальном сайте проекта «RZD.Digital. Цифровая трансформация РЖД», риски прекращения работы системы «Экспресс-3» растут из-за ухода IBM с российского рынка.
Как работает «Экспресс НП»
АСУ «Экспресс НП» способна управлять всеми процессами пассажирского комплекса. Разработкой занимались специалисты ВНИИЖТ, которые работали над всеми предыдущими версиями систем. «Экспресс НП» разрабатывалась практически с нуля, поскольку прямой переход от старой версии на новую платформу был невозможен.
Система не ограничивается только продажей билетов. В ее структуру входит семь блоков, отвечающих за разные аспекты работы железнодорожной системы: управление информационным полем, процессами перевозок, обслуживанием пассажирских вагонов, продажей билетов, а также сценарием обслуживания пассажиров. Кроме того, система включает блоки для сервисного обслуживания и формирования данных для сквозных бизнес-процессов.
Постепенный переход и синхронизация систем
Елена Мартынова, заместитель директора НЦ «Экспресс» и руководитель проекта, пояснила, что нельзя просто отключить старую систему и немедленно перейти на новую. Переход должен быть плавным, и обе системы должны быть синхронизированы, чтобы функции из «Экспресс-3» плавно переходили в «Экспресс НП».
В настоящее время к системе подключены более 7000 пользователей и сервисных каналов, включая сайты для продажи билетов, кассы и сервисные компании. Ежедневно «Экспресс НП» обрабатывает более 10 миллионов обращений.
История развития систем РЖД
Первая АСУ «Экспресс-1», созданная ВНИИЖТ, была введена в эксплуатацию в 1972 году, и с ее помощью производительность труда кассиров увеличилась в 10 раз. Система работала до 1985 года и обслуживала до 15 тыс. продаж билетов в час. В 1982 году началась замена «Экспресс-1» на систему «Экспресс-2», основанную на советских компьютерах, что позволило расширить возможности для пассажиров, в том числе на билеты с покупкой за 45 дней до отправления.
В 2005 году система «Экспресс-2» была заменена на «Экспресс-3», использующую технологии IBM. Эта версия, помимо других изменений, обеспечивала возможность покупки билетов через интернет.