В 2024 году совокупная выручка топ-100 крупнейших российских компаний в сфере образовательных технологий (edtech) выросла на 19% по сравнению с предыдущим годом и составила 144,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2023 году темпы роста составляли 32%, сообщает «Коммерсантъ».
Лидеры рынка
Первое место по выручке заняла образовательная группа «Синергия», которая показала рост на 50,2%, достигнув 12,7 млрд рублей. Вторую строчку занял Skillbox Holding с небольшим снижением выручки на 1,13% — до 12,2 млрд рублей. Тройку лидеров замкнул Skyeng, увеличивший выручку на 0,83% — до 12 млрд рублей.
На четвёртом месте расположился «Яндекс Практикум», который увеличил доходы на 17% и достиг отметки 8,3 млрд рублей.
Топ-10 участников рынка продолжают контролировать около 55% суммарной выручки среди ста крупнейших компаний отрасли.
Динамика сегментов
- Сегмент детского образования замедлил темпы роста с 39% в 2023 году до 32,6% в 2024-м.
- Сегмент разработчиков и платформ также продемонстрировал замедление — рост снизился с 49% до 23,7%.
- Особенно серьёзное падение произошло в сегменте бизнес-образования: снижение составило 51% на фоне уголовного дела против основателя «Like Центра» Аяза Шабутдинова.
Причины замедления роста
Основной причиной торможения рынка стало повышение ключевой ставки Центробанка РФ до 21%. В условиях высоких ставок россияне стали реже оформлять кредиты на обучение. Помимо этого, банки ужесточили требования и стали реже одобрять заявки на займы.
Значимые события рынка
Одним из ключевых событий 2024 года стал выход на этап pre-IPO холдинга Ultimate Education. По мнению экспертов, рынок образовательных технологий в России достиг фазы зрелости. Быстрорастущие компании продолжают масштабироваться и планируют в ближайшие годы выходить на публичные рынки.
Ранее руководитель B2B-департамента «Яндекс Практикума» Галина Лебедева отмечала важность трансформации внутреннего корпоративного обучения, чтобы не только сохранить бизнес, но и укрепить его позиции в условиях новых экономических реалий.