Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) обратилась к федеральным министерствам и ведомствам с инициативой внедрить механизм льготного кредитования для поддержки инфраструктурных проектов. Предложение предполагает, что Центральный банк будет предоставлять коммерческим банкам кредиты по ставке 4% годовых, которые затем смогут финансировать концессионеров и частных партнеров в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) под ставку не выше 7% сроком на 15 лет.
Как отмечается в пояснительной записке к презентации АИИК «Финансирование инфраструктуры как механизм сдерживания инфляции» (имеется в распоряжении РБК), реализация программы не потребует прямых бюджетных субсидий и позволит компенсировать дефицит инфраструктурных инвестиций без увеличения инфляционных рисков. Инициатива зафиксирована в итоговой резолюции февральского форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса».
По данным АИИК, рост стоимости заимствований создает угрозу остановки ключевых проектов, что может сорвать достижение целей национальных программ развития. ГЧП, как подчеркивается в документе, остается наиболее эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств в условиях ограниченных возможностей федерального и региональных бюджетов.
Исторически объем частных инвестиций в проекты ГЧП составлял около 500 млрд руб. ежегодно. При этом прогнозная потребность в инвестициях на 10 лет оценивается в 15 трлн руб. При традиционной структуре финансирования, где кредиты составляют до 80–90% частной части расходов, объем заемного портфеля может достичь 12 трлн руб. За счет высоких ставок обслуживания (~25% годовых) ежегодные процентные выплаты могут составить до 3 трлн руб.
При текущих условиях основная нагрузка ложится на региональные бюджеты: федеральные проекты занимают менее четверти рынка ГЧП. Механизмы компенсации процентных расходов через корректировку платежей концедента увеличивают давление на бюджеты, повышая риск срыва инфраструктурных задач.
АИИК предлагает альтернативное решение — снижение стоимости заимствований без привлечения дополнительных прямых бюджетных субсидий.
Льготное финансирование и инфляция
Согласно расчетам научной группы под руководством академика РАН Александра Шананина, рост денежной массы при введении льготного кредитования приведет к меньшему инфляционному эффекту по сравнению с текущими издержками от инфраструктурных ограничений.
Инвестиции в инфраструктуру на сумму 700 млрд руб. с индуцированным ростом частных вложений до 2,8 трлн руб. в первый год способны снизить инфляцию на 0,44 процентного пункта. На горизонте трех лет суммарный эффект от ежегодного инвестирования оценивается в снижение инфляции на 0,8 п.п. Кроме того, программа позволяет ежегодно экономить бюджетные средства на сопоставимую величину.
Отбор проектов и новые механизмы финансирования
АИИК предложила разработать критерии для отбора «высоконадежных» инфраструктурных проектов, которые смогут претендовать на льготное кредитование. Для финансирования таких проектов предлагается использовать кредиты коммерческих банков под залог прав требований, а также ввести новые инструменты:
- Включение инфраструктурных облигаций в активы, разрешенные для инвестирования Социальным фондом России и НПФ;
- Разработка единой таксономии проектов ГЧП и долгосрочных инвестпроектов;
- Включение инфраструктурных облигаций в ломбардный список Банка России для сделок РЕПО;
- Смягчение регуляторных требований к банкам по капиталу и резервированию в части инфраструктурного кредитования.
Генеральный директор АИИК Мария Ярмальчук подчеркнула, что открытое обсуждение инициатив с правительством, ЦБ и деловым сообществом должно привести к принятию решений, способствующих поддержанию инфраструктурного сектора и устойчивому экономическому росту. По ее словам, Центральный банк уже проделал значительную работу по стабилизации финансовой системы, что создало фундамент для роста экономики в сложной макроэкономической обстановке.
Расширение участия ВЭБ.РФ
Для активизации проектного финансирования АИИК предложила увеличить имущественный взнос в капитал ВЭБ.РФ и приравнять гарантии корпорации к госгарантиям. ВЭБ.РФ выразил готовность расширить использование существующих инструментов поддержки и участвовать в разработке методологии отбора приоритетных проектов.
По данным Минэкономразвития, в рамках «Фабрики проектного финансирования» ВЭБ.РФ реализует 39 проектов на сумму 5,8 трлн руб., потребность в финансировании которых оценивается в 3,6 трлн руб. Еще 11 проектов общей стоимостью 264 млрд руб. находятся в стадии подготовки.
Старший управляющий директор Сбербанка Константин Песоцкий отметил, что для стимулирования внебюджетного финансирования требуется снижение регуляторных рисков для инфраструктурных кредитов, а также поддержка синдицированного кредитования, включая включение таких займов в высоколиквидные активы банков (ВЛА-3).
Позиция Банка России
В ЦБ подчеркнули, что целевое финансирование инфраструктуры является задачей правительства. Регулятор концентрируется на поддержании финансовой стабильности, тогда как механизмы прямой поддержки инфраструктуры находятся в компетенции федеральных властей.