Швейцарский холдинг Richemont, владеющий Cartier, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels, Montblanc и Piaget, после ухода с российского розничного рынка полностью изменил формат присутствия. По данным бухгалтерской отчетности за 2024 год, группа трансформировала деятельность российской структуры, сделав ставку на экспорт ювелирных изделий и сопутствующей продукции в Казахстан.
Еще в 2023 году Richemont начал отгрузки на этот рынок, получив от них 792,3 млн руб. За 2024 год выручка увеличилась до 985,6 млн руб., что составило 96% всех доходов компании в РФ. Дополнительные 38,9 млн руб. обеспечили техническое обслуживание продукции и сдача помещений в аренду. Несмотря на рост выручки, операционные показатели остаются отрицательными: убыток от продаж сократился до 779,8 млн руб. против 1,7 млрд годом ранее. Чистую прибыль в 1,2 млрд руб. обеспечила финансовая поддержка со стороны головной компании.
Richemont — не единственный представитель люксового сектора, переориентировавший бизнес-модель. Ювелирный дом Tiffany & Co., входящий в состав группы LVMH, в 2024 году также отказался от розницы в России, переключившись на оптовые поставки в Казахстан. Хотя подробности экспортных объемов не раскрываются, вся выручка российской «дочки» бренда (683,9 млн руб.) была получена исключительно от продаж на внешние рынки. При этом убыток от продаж снизился втрое — с 580,6 до 157,3 млн руб.
Bulgari, еще один ювелирный бренд из портфеля LVMH, также задействовал альтернативные торговые каналы в ЕАЭС. Однако в 2024 году упоминания о такой деятельности в отчетности не появилось. Общая выручка российского представительства Bulgari снизилась более чем на 60% — до 430,3 млн руб., но компания вышла в плюс: 23,2 млн руб. прибыли против убытка в 359,2 млн руб. в 2023-м.
Сетевые сокращения и перераспределение активов стали логичным продолжением реструктуризации. В 2024 году Richemont окончательно закрыл флагман Cartier в московском «Берлинском доме» на Петровке — крупнейший бутик компании в Европе. Также компания не продлила аренду в ТЦ «Времена года» для Cartier и Montblanc. Тем не менее, Richemont пока сохраняет Cartier в ГУМе и Van Cleef & Arpels в «Петровском пассаже», но детали сроков аренды в отчетности не указаны.
LVMH, в свою очередь, демонстрирует разнонаправленные действия: Tiffany & Co. продолжает аренду бутика в «Петровском пассаже» (468 кв. м), в то время как Bulgari полностью освободил площади в Москве и Санкт-Петербурге, включая офисы и торговые точки.
Освободившиеся помещения уже занимают новые игроки. Так, место Vacheron Constantin в «Метрополе» перешло российскому бренду Posie (связанному с «АЛРОСА»), а часть площадей занимает Parure Atelier. Как поясняет Марина Малахатько из CORE.XP, ставки аренды в премиальном сегменте достигали €3,5–5,2 тыс. за квадратный метр в год, что делает эти локации крайне дорогими и требует высокой рентабельности с квадратного метра.
Несмотря на переформатирование каналов сбыта, потребительская активность в люксовом сегменте сохраняется. По данным холдинга Sokolov, в 2024 году российский рынок ювелирной розницы вырос на 25,6%, достигнув объема 459,4 млрд руб. Аналитики INFOLine оценивают рынок в 470 млрд руб. — это 26% роста к 2023 году. Основной вклад вносят внутренние бренды и продукция, реализуемая через партнерские сети.
Международные оценки подтверждают устойчивый спрос. Согласно исследованию McKinsey и The Business of Fashion, ювелирный сегмент в глобальной индустрии предметов роскоши останется драйвером роста в 2025–2027 годах, увеличиваясь на 4–6% в год — на фоне общего замедления остальных направлений. Повышенный интерес обеспечивают молодые потребители, покупатели с высоким доходом и акцент на брендинг изделий.
На уровне холдингов цифры подтверждают это. Richemont за девять месяцев текущего финансового года (заканчивается 31 марта 2025-го) нарастил продажи ювелирных брендов на 6%, до €11,6 млрд. Общая выручка группы составила €16,2 млрд (+3%). При этом продажи часов снизились на 14%, до €2,5 млрд, в основном из-за падения спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония, напротив, продемонстрировала прирост на 25%.
LVMH по итогам 2024 года зафиксировал выручку от ювелирных украшений и часов на уровне €10,6 млрд — это 12,5% от общего оборота группы. Падение составило 3% по сравнению с 2023-м. В этой категории LVMH представлен такими марками, как Bulgari, Tiffany & Co., Chaumet, TAG Heuer, Zenith, Repossi и др. Общая выручка группы снизилась на 2%, до €84,7 млрд, а чистая прибыль упала на 18,8%, составив €12,95 млрд.
Основные точки роста — Япония, Франция и страны Ближнего Востока. В 2025 году LVMH намерен фокусироваться на инвестициях в ключевые бренды: Bulgari расширяет производство в Валенце и усиливает продвижение линии Serpenti, Tiffany & Co. запускает новые коллекции и открывает флагманские бутики в Милане.