Перенос производственных мощностей из Китая в США может привести к резкому росту цен на повседневные товары. Согласно предварительным расчетам Центра структурной политики НИУ ВШЭ, в условиях новых торговых барьеров, таких как 145-процентная пошлина, стоимость отдельных позиций — от одежды до игрушек — может увеличиться практически в два раза. Об этом сообщила ТАСС заместитель директора центра Анна Федюнина.
Конкретные расчеты: как изменятся цены
Эксперты рассмотрели два сценария: введение повышенной импортной пошлины на китайские товары и полный перенос производств на территорию США. В обоих случаях динамика цен показала значительное удорожание:
- Конструктор Lego: текущая цена — $50. При производстве в США — $80. При обложении пошлиной — $102.
- Джинсы Levi’s: текущая цена — $50. Производство в США — $60. При тарифе в 145% — также $102.
- Кроссовки Nike: текущая цена — $80. Производство в США увеличивает стоимость до $114. С учетом пошлины — до $163,2.
Что под ударом
Наиболее уязвимыми в условиях новой тарифной политики оказываются:
- товары, где велика доля ручного труда (в первую очередь — одежда и мебель);
- электроника и машиностроение, где критична зависимость от азиатских комплектующих, полуфабрикатов и технологий;
- автопром, завязанный на поставки металлов и аккумуляторных систем.
Почему это так дорого
Рост цен обусловлен совокупностью факторов:
- Разница в оплате труда: зарплаты в США существенно выше, чем в странах Азии;
- Низкий уровень автоматизации в ряде отраслей в США, по сравнению с Китаем и Вьетнамом;
- Удорожание логистики при переносе производств и нарушении цепочек поставок.
По словам Федюниной, в условиях резкой смены локации производства адаптационные издержки лягут на потребителя — и это еще без учета потенциальных рисков снижения качества или задержек поставок.
Политический фон и экономические последствия
2 апреля бывший президент США Дональд Трамп анонсировал новые торговые пошлины против 185 стран, включая Китай. Он заявил, что Соединенные Штаты годами подвергались «разграблению» со стороны других государств. Это стало сигналом к новому витку торговой эскалации между Вашингтоном и Пекином.
10 апреля США официально увеличили пошлины на китайский импорт, в частности, по трем основаниям:
- базовая ставка 10%;
- дополнительная надбавка 10% — за поставки фентанила (китайские компоненты якобы участвуют в его производстве);
- и 125% — «ответная мера» на действия Пекина.
Совокупно ставка достигла 145%. По утверждению Трампа, такая политика позволяет США ежедневно собирать порядка $3,5 млрд в бюджет.
Для кого это особенно важно
Основной удар приходится по брендам с глобальной цепочкой поставок. Компании, выпускающие массовые потребительские товары — Levi’s, Nike, Lego — вынуждены либо резко поднимать цены, либо снижать маржу, либо рассматривать перенос производства в третьи страны.
Также это затрагивает ритейлеров и логистические компании, которым предстоит перестроить цепочки поставок, что неизбежно скажется на конечной цене и доступности продукции.
Что дальше
Сценарий удорожания продукции становится все более вероятным. Если торговая политика США не изменится, то массовый переход к локализованному производству обернется снижением конкурентоспособности американских брендов на глобальном рынке. Кроме того, это может привести к структурной инфляции внутри страны и дополнительному давлению на потребителей.
Альтернативой может стать поиск новых производственных хабов — например, во Вьетнаме, Мексике или странах Восточной Европы — что потенциально сгладит удар по ценам, но потребует времени и инфраструктурной адаптации.