Комитет Госдумы по информационной политике принял закон, который вводит обязательные отчисления за распространение рекламы в интернете. Размер этих отчислений составит 3% от квартального дохода рекламодателей. Также в документе прописано, что реклама финансовых услуг должна содержать обязательную фразу «Оценивайте свои финансовые возможности и риски» или полные условия таких услуг.
Закон был принят в третьем чтении на заседании Госдумы. Согласно новым правилам, кабмин установит критерии для отнесения информации к рекламе, которая распространяется на отдельных онлайн-ресурсах. Налогооблагаемой базой для расчета отчислений станет доход, полученный от реализации услуг в течение квартала.
Сборы обязаны будут уплачивать рекламные агентства, рекламораспространители и операторы рекламных систем, а также российские рекламодатели, размещающие рекламу на иностранных платформах. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты этих отчислений возложен на Роскомнадзор. Организационные и технические меры для выполнения этих полномочий будут обеспечиваться радиочастотной службой.
Ранее Борис Омельницкий, президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), направил в правительство письмо с просьбой снизить размер сбора до 1%. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) также поддержала эту инициативу. Однако, по мнению АРИР, увеличение сбора до 3% существенно повысит стоимость размещения рекламы в интернете, что приведет к преимуществам традиционных медийных каналов над диджитал-сегментом.
Кроме того, законопроект уточняет правила для рекламы финансовых услуг. В частности, если реклама услуг, связанных с потребительским кредитованием, включает информацию о процентных ставках, она должна содержать также данные о диапазоне полной стоимости потребительского кредита. Также рекламодатель обязан призывать потребителя ознакомиться с полными условиями на официальном сайте или странице в социальной сети. Эти рекомендации должны занимать не менее 5% от размера самой рекламы, а в теле- и радиопрограммах — минимум три секунды, если указано хотя бы одно условие, влияющее на полную стоимость кредита.
Медиаюрист Светлана Кузеванова пояснила, что теперь реклама финансовых услуг будет обязана содержать два дисклеймера. Во-первых, это ссылка на официальный сайт кредитной организации для получения полной информации о продукте. Во-вторых, предупреждение о последствиях кредита. Для банков и финансовых организаций принципиальных изменений не ожидается, однако, по мнению Кузнецовой, появились послабления для рекламодателей и рекламораспространителей, так как теперь достаточно будет просто указать ссылку на источник, где можно ознакомиться с полной информацией, вместо того чтобы выводить текст в мелком шрифте.
Кроме того, стало известно, что Национальный рекламный альянс, который контролирует более 90% рекламы на российском телевидении, в 2025 году повысит стоимость федеральной рекламы. Повышение коснется некоторых федеральных каналов и составит до 15%. Это изменение стало известно из обновленной схемы расчета стоимости телерекламы на следующий год.