Продавцы выражают недовольство в связи с маркетинговыми практиками маркетплейсов, которые ставят их в невыгодное положение. Основная претензия заключается в том, что при отказе от участия в автоматических акциях товары теряют продвижение на платформе. Селлеры считают это нарушением, и через отраслевую ассоциацию они обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой расследовать ситуацию. Однако юристы предполагают, что ФАС больше интересуют вопросы завышения цен.
Претензии к автоматическим акциям маркетплейсов
Генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых направил письмо главе ФАС Максиму Шаскольскому с просьбой рассмотреть автоматические акции маркетплейсов с точки зрения нарушения закона о защите конкуренции. В ФАС подтвердили получение обращения и сообщили, что оно будет рассмотрено в установленном порядке.
Суть проблемы заключается в том, что если продавцы отказываются участвовать в автоматических акциях, их товар не получает должного продвижения на платформе. В результате приоритет в поисковой выдаче получают предложения с более низкими ценами. Это приводит к тому, что потребители перестают покупать продукцию по рыночной цене в других каналах, что, по мнению Молодых, вынуждает небольших продавцов покидать маркетплейсы. Такая ситуация может привести к монополизации торговли на площадках крупными игроками.
Призыв к законодательному вмешательству
Чтобы предотвратить подобное развитие событий, Молодых предложил законодательно ограничить вмешательство маркетплейсов в ценообразование, включая использование скидок, которые предоставляются за счет самой платформы.
Мнение экспертов: плюсы и минусы акций
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает, что акции и распродажи стимулируют спрос на маркетплейсах, что приводит к росту продаж у всех продавцов, независимо от того, участвуют ли они в акциях или нет. Он утверждает, что конкуренция между участниками рынка является главным драйвером его развития.
Генеральный директор сервиса для предпринимателей «МойСклад» Аскар Рахимбердиев, в свою очередь, говорит, что маркетплейсы вынуждают продавцов к демпингу, что особенно сложно для малых бизнесов. Многие небольшие селлеры банкротятся или же оставляют товар маркетплейсами, так как это оказывается более выгодным, чем самостоятельный вывоз товаров со складов.
Повышение издержек и уход малых игроков
Член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников отметил, что рост издержек, таких как повышение тарифов на хранение товаров, штрафы и удорожание логистики, способствует уходу мелких игроков с платформ и усилению позиций крупных компаний.
Тенденции на рынке маркетплейсов
По итогам девяти месяцев 2024 года количество зарегистрированных продавцов на российских маркетплейсах выросло на 17%, что заметно ниже, чем в прошлом году, когда прирост составлял 38%. Аналитики связывают это с ростом конкуренции на площадках.
Юрист Ярослав Ковалев из адвокатского бюро «Ольга Ренова и партнеры» считает, что манипулирование ценами через акционные предложения может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, так как оно ведет к снижению цен на продукцию и, как следствие, сокращению числа продавцов.
Завышение цен остаётся в фокусе ФАС
По словам партнера юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Надии Гореславской, дел по манипуляциям с ценами на товары меньше, чем по делам о завышении стоимости. Однако регулятор может инициировать проверку маркетплейсов, если накопится достаточное количество обращений.
Рост рекламного рынка на маркетплейсах
Отметим, что рынок рекламы на маркетплейсах в 2023 году вырос более чем втрое и составил 163,5 млрд рублей. Ожидается, что к концу 2024 года этот показатель может достичь 285 млрд рублей. При этом количество внешних рекламодателей, не имеющих собственных магазинов на платформе, увеличилось в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом.