По итогам первого квартала 2025 года российский рынок грузоперевозок потерял каждый пятый субъект, включая компании и индивидуальных предпринимателей. Процесс ухода начался в конце осени 2024 года, а пик кризиса пришелся на зимние месяцы, сообщают «Известия».
Многие грузоотправители были вынуждены сократить количество партнеров-перевозчиков на 20% из-за экономических трудностей и нехватки заказов. Примерно 30% компаний в секторе прекратили свою деятельность, столкнувшись с проблемами ликвидности и невозможностью обслуживать долговые обязательства, включая лизинговые платежи.
Одной из ключевых проблем, стоящих перед перевозчиками, является высокая стоимость лизинга. В случае первого срыва платежа лизинговые компании сразу же изымают технику. Ценообразование на рынке также стало критичным. Например, для самосвалов нижняя граница себестоимости перевозок составляет 5,5 руб. за тонно-километр, однако реальные ставки упали до 3 руб. за тонно-километр, что ставит бизнес на грань убыточности.
В ответ на кризис в феврале 2025 года представители отрасли обратились к российскому правительству с просьбой о поддержке. Они предложили несколько мер: отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды на два года, компенсацию лизинговых платежей на уровне 30% по договорам 2023-2024 годов, а также льготные кредиты для инвестиций со ставкой 13,5%.
Перевозчики предупреждают о возможных задержках в доставке грузов и ожидаемом росте цен на товары, что может значительно повлиять на потребительский рынок в ближайшие месяцы.