Уэсли Чан, бывший разработчик Google и основатель инвестиционной компании FPV, поделился своими стратегиями успешного инвестирования в стартапы и многомиллиардные компании-единороги. Его портфель включает такие известные компании, как Canva, Flexport, Guild Education, RobinHood, AngelList, Plaid и Ring.
Чан вырос в семье иммигрантов и не отличался выдающимися успехами в учебе. Однако все изменилось, когда он устроился работать в лабораторию Caltech, где произвел впечатление на управляющую Эллен Ротенберг. Это дало ему возможность поступить в MIT, где он выбрал специальность «компьютерные науки». Вскоре после этого он оказался в Кремниевой долине.
После краха доткомов единственной компанией, активно нанимающей сотрудников, была молодая поисковая компания Google. Чан проработал в Google почти десять лет, участвуя в разработке таких ключевых продуктов, как Google Analytics. Позже, после консультаций с сооснователем Сергей Бриным, он присоединился к венчурному направлению компании, известному тогда как Google Ventures (сейчас GV). Это стало отправной точкой его карьеры в венчурном бизнесе, и в дальнейшем он вместе с Пегах Эбрахими запустил собственную инвестиционную компанию FPV.
«Удача играет значительную роль, но лучшие основатели знают, как использовать ее в свою пользу и понимают, почему время критически важно», — утверждает Чан. Он вспоминает слова Сергея Брина о том, что Google появился в тот момент, когда другие поисковые системы пытались удержать пользователей на своих страницах как можно дольше для показа большего количества рекламы. Инновация Google заключалась в том, чтобы предоставлять результаты мгновенно, позволяя пользователям быстро находить нужную информацию и покидать сайт. Хотя с тех пор многое изменилось, Брин подчеркнул, что время имеет ключевое значение: если бы они начали свой бизнес на несколько месяцев раньше или позже, рыночные условия и конкуренция могли бы существенно измениться.
Чан отмечает, что у компаний, в которые он инвестирует, нет общих черт, кроме того, что их основатели напоминают ему Сергея Брина и Ларри Пейджа. Эти предприниматели уверены, что решают важные проблемы и обладают уникальным видением. Чан также акцентирует внимание на том, что первостепенное значение имеет создание качественного продукта, а не покупка клиентов или искусственное раздувание показателей.
«На начальных этапах основатели сталкиваются с множеством трудностей: они получают финансирование и быстро расходуют его за 18 месяцев на покупку клиентов. Однако у пользователей нет мотивации оставаться, активно пользоваться продуктом или рекомендовать его друзьям. В итоге деньги заканчиваются, и основатели вновь сталкиваются с необходимостью искать финансирование», — объясняет он.
Чан подчеркивает, что не ищет основателей на конференциях или публичных мероприятиях. Вместо этого он общается только с теми, о ком ему рассказывают другие основатели из его сети. «В нашей фирме всего двое, — говорит Чан. — Мы не можем ответить на каждое холодное письмо, рассмотреть каждую презентацию или принять каждого посетителя. Поэтому лучшие основатели приходят к нам через рекомендательные связи от других основателей. Они создают что-то, что мы замечаем или на что обращают внимание наши знакомые. Когда кто-то говорит: «Вам стоит познакомиться с этим человеком. Продукт великолепен!», мы приглашаем его на наши встречи или встречаемся через нашу сеть».
В то время как крупные технологические компании, такие как Microsoft и Meta* (запрещена на территории РФ), увеличивают свои инвестиции в строительство центров обработки данных для искусственного интеллекта, инвесторы ожидают быстрой отдачи от вложенных миллиардов.