Апрель подтвердил динамичное развитие российского рынка корпоративных облигаций — общий объем размещений составил около 930 млрд рублей. Особое внимание участников рынка сосредоточено на краткосрочных выпусках, а также на валютных и дисконтных облигациях, которые хотя пока редки, привлекают эмитентов возможностью снизить стоимость обслуживания долга.
По данным аналитической платформы Cbonds, в апреле состоялось 185 размещений на сумму 927,2 млрд рублей, что лишь на 11% ниже рекордного марта. При этом без учета сделок, инициированных в 2022 — начале 2024 года, апрельский показатель стал рекордным для данного месяца, значительно превзойдя прошлогодний максимум в 507 млрд рублей.
Компании продолжают привлекать финансирование под двузначные ставки, демонстрируя готовность адаптироваться к текущим рыночным условиям и ожиданиям инвесторов, а не выжидать «идеальное окно», отмечает руководитель департамента рынков капитала Совкомбанка Роберт Смакаев.
Краткосрочные облигации остаются приоритетным инструментом — средний срок погашения новых выпусков 2025 года сократился до двух лет и трех месяцев, по сравнению с тремя годами и тремя месяцами в 2024 году. Наибольшим спросом пользуются бумаги с фиксированным купоном и сроком обращения от 2 до 2,5 лет. Для надежных эмитентов ставка по таким выпускам составляет примерно 18% годовых, что значительно ниже текущей ключевой ставки Центробанка (21%), позволяя существенно оптимизировать расходы по обслуживанию долга по сравнению с инструментами с плавающим купоном.
Вместе с тем крупные эмитенты продолжают выпускать облигации с переменным купоном. Главный аналитик БК «Регион» Александр Ермак сообщает, что в апреле состоялось 17 таких размещений общим объемом свыше 530 млрд рублей — это на 15% больше по сравнению с мартом. В числе лидеров — «Норильский никель» (292,5 млрд рублей), ВЭБ.РФ (50 млрд рублей), «Аэрофлот» (45 млрд рублей), «Магнит» (42,5 млрд рублей) и «Яндекс» (40 млрд рублей).
В условиях высокой стоимости рублевого заимствования эмитенты активизируют выпуск валютных облигаций. В апреле было завершено шесть валютных размещений на сумму свыше 1,5 млрд долларов в эквиваленте. Отдельно стоит отметить рекордный выпуск «Русала» 14 мая — 11,2 млрд юаней, ставший одним из крупнейших размещений в китайской валюте на российском рынке.
Экспортеры выбирают валютные облигации, в первую очередь, из-за сравнительно низких ставок — доходность долларовых выпусков апреля варьировалась от 6,7% до 13,7%, тогда как рублевые облигации показывали доходность в диапазоне 17,3–19,25% годовых, поясняет Смакаев.
Уникальным событием стал выпуск дисконтных облигаций «Газпром нефти» с купоном всего 2,5% годовых — показатель нетипичный для таких бумаг. Интерес инвесторов значительно превысил предложение. Как объясняет начальник управления долгового капитала Альфа-банка Артем Стариков, дисконтные облигации позволяют эмитентам снизить текущие купонные выплаты, а инвесторы при погашении получают доходность с учетом дисконта. По мнению начальника управления рынков капитала Сбербанка Эдуарда Джабарова, данный формат защищает инвесторов от рисков снижения доходности при необходимости реинвестирования купонов.
В условиях сохраняющейся жесткой денежно-кредитной политики участники рынка ожидают дальнейшего роста объёмов размещений валютных и дисконтных облигаций. Смакаев допускает, что ряд эмитентов может выйти с дисконтными выпусками, однако для этого потребуется доработка нормативной документации.
Стариков прогнозирует расширение сегмента облигаций с фиксированной ставкой и сроком обращения около двух лет. В то же время Джабаров не исключает, что потенциальное смягчение денежно-кредитной политики и снижение доходности государственных облигаций могут стимулировать эмитентов увеличить средний срок обращения корпоративных бумаг.