Более 200 торговых центров в России могут столкнуться с риском банкротства в 2025 году из-за роста кредитной нагрузки после повышения ставки Центробанком. Союз торговых центров (СТЦ) направил обращение в Минэкономики с просьбой о кредитных преференциях для собственников коммерческой недвижимости, как сообщает «Коммерсантъ». В письме, отправленном 29 октября, союз обратился к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову, предлагая субсидировать ставки по залоговым кредитам до уровня 7–10%, реструктурировать займы с возможностью отсрочки выплаты основного долга на срок от пяти до десяти лет, а также ввести мораторий на изменение условий по кредитам с плавающей ставкой.
По данным СТЦ, существенная часть торговых центров испытывает трудности с поддержанием финансовой стабильности, так как повышение ключевой ставки усилило давление на отрасль. Организация оценивает, что половина объектов коммерческой недвижимости в России находится в кредитах, причём значительное количество — с плавающими ставками, что приводит к угрозе массовых банкротств.
Марина Малахатько, старший директор консалтинговой компании CORE.XP, поясняет, что некоторые владельцы, осознавая риск дефолта, уже начали искать возможности для продажи своих активов, не желая вкладывать личные средства в обслуживание долга. На конец 2023 года общая площадь торговых центров в России составляла около 54,4 млн кв. м, это порядка 2 тыс. объектов площадью более 5 тыс. кв. м.
Согласно прогнозам, в зоне риска в следующем году окажется минимум 200 торговых объектов. Марина Малахатько из CBRE уточняет, что более половины кредитного портфеля торговой недвижимости, заложенного в крупнейших банках России, имеет соотношение долга к стоимости выше 80%, что делает их крайне уязвимыми.
Проблемы с обслуживанием кредитов испытывают не только торговые центры, но и собственники офисной и складской недвижимости, которые также начали активные переговоры с кредиторами о реструктуризации займов на фоне возросших ставок.
Ранее аналитики прогнозировали, что в период с 2022 по 2027 годы объём ввода новых торговых площадей в России упадёт на 70% по сравнению с периодом 2015–2019 годов и составит всего 400 тыс. кв. м ежегодно. Эксперты отмечают снижение трафика в ТЦ после ухода иностранных брендов и инцидента в «Крокусе», что также негативно сказывается на общей экономической ситуации в сегменте торговой недвижимости.