17.05.2025

Растущий тренд безбагажных перелетов в российских авиакомпаниях: анализ и причины

Все больше пассажиров российских авиаперевозчиков предпочитают летать без регистрации багажа, в том числе на международных направлениях. Исключение составляют «Аэрофлот» и чартерные авиакомпании, ориентированные на туристов, для которых багаж — необходимый атрибут. Основной контингент безбагажных пассажиров — студенты и путешествующие на короткие дистанции. Эксперты связывают этот тренд с мировыми практиками авиакомпаний, стремящихся оптимизировать процессы погрузки и повысить прибыль за счет коммерческих грузоперевозок.

Доля пассажиров без багажа и динамика изменения

По данным отраслевых исследований, от 50% до 70% пассажиров выбирают тарифы без багажа, и эта доля стабильно растет у большинства перевозчиков. Наиболее существенный рост отмечен у RedWings: в первом квартале 2025 года 61% пассажиров на внутренних рейсах летели с одной ручной кладью, тогда как в 2022 году таких было только 36%. На международных направлениях доля безбагажных пассажиров осталась на уровне 49%, что значительно выше показателя 2022 года — 23%.

S7 Airlines сообщает, что более двух третей пассажиров летят без багажа, при этом половина из них докупает багаж уже при регистрации. В «Уральских авиалиниях» 63% внутренних пассажиров путешествуют налегке — этот показатель не изменился по сравнению с 2022 годом, однако на зарубежных рейсах доля таких пассажиров выросла с 7% до 15%. Smartavia подтверждает, что число путешественников с ручной кладью значительно превышает количество тех, кто регистрирует багаж.

«Аэрофлот» демонстрирует стабильную долю безбагажных перелетов внутри страны (46%), но на международных маршрутах этот показатель снизился с 32% до 21%. Чартерные перевозчики, например AzurAir, по-прежнему обслуживают клиентов, практически всегда берущих багаж, поскольку направляются в длительные туристические поездки.

Изменения в поведении пассажиров и профиль безбагажных путешественников

Анализ сервисов продажи авиабилетов подтверждает данные перевозчиков. По информации «Путешествий» «Т-Банка», доля безбагажных пассажиров на международных рейсах выросла с 43% в 2022 году до 50% в 2024-м. В то же время на внутренних маршрутах она сократилась с 81% до 77%. Платформа «Авиасейлс» отмечает рост бронирований без багажа на зарубежные направления до 58% в 2025 году по сравнению с 42% ранее.

Безбагажные перелеты преобладают на коротких маршрутах: 91% пассажиров летят в Санкт-Петербург без чемоданов, 85% — в Москву, 71% — в Сочи. На рейсах продолжительностью менее двух часов багаж оформляют лишь 13% пассажиров, тогда как на маршрутах свыше пяти часов — уже 51%. В дальневосточных направлениях (Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток) с багажом путешествует от 70% до 87% пассажиров.

В международной географии наиболее заметно сокращение количества багажа в поездках в Таиланд (с 79% в 2022 году до 44% в 2024-м), Турцию (с 40% до 29%) и на Мальдивы (с 71% до 56%). В странах с длительным пребыванием или особыми культурными требованиями (Япония, Южная Корея, Таджикистан) багаж берут почти все пассажиры — от 93% до 100%.

Особенности багажных предпочтений и возрастные группы

«Аэрофлот» фиксирует высокую загрузку багажа на рейсах на Дальний Восток, в Юго-Восточную Азию, Африку и на Ближний Восток. Лидирующие направления по объему багажа — Гонконг, Киргизия, Египет и Китай. В AzurAir отмечают, что багаж туристов тяжелее на обратном пути: в Турцию они летят с 10 кг, возвращаются с 13 кг.

Наиболее склонны к путешествиям налегке пассажиры в возрасте 25–44 лет — таких 42%, тогда как среди старших 65 лет и старше — 33%. Молодежь до 25 лет особенно редко регистрирует багаж на внутренних рейсах: только 15% берут с собой чемоданы. Безбагажные пассажиры чаще бронируют билеты в последний момент — 38% делают это за 10 дней и менее, тогда как среди путешествующих с багажом — лишь 19%.

Кроме студентов, без багажа часто летают пенсионеры, сообщает Smartavia. В S7 корпоративные клиенты преимущественно выбирают тарифы с багажом. RedWings не фиксирует возрастных различий, однако отмечает рекордное время бронирования безбагажных билетов — в среднем за 40 дней против 21–26 дней в прошлые годы.

Комментарии экспертов и коммерческая мотивация авиакомпаний

Илья Шатилин из Frequentflyers.ru отмечает, что российский рынок перенял международную тенденцию минимизации багажа, популярную у западных лоукостеров. Полносервисные авиакомпании, стремясь сохранить конкурентоспособность, также внедрили безбагажные тарифы. Кроме того, меняется поведенческая модель пассажиров: современные путешественники, особенно молодое поколение, стремятся брать с собой минимум вещей.

С точки зрения авиакомпаний, тренд безбагажных перелетов выгоден по двум причинам: во-первых, они получают дополнительный доход от продажи места для багажа при необходимости; во-вторых, освобождается пространство для более доходных грузовых перевозок. Александр Ланецкий из Friendly Avia Support подтверждает, что мировые перевозчики стимулируют пассажиров летать налегке, чтобы сократить операционные издержки на обработку и транспортировку багажа.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами