Закон о маркировке рекламы был принят два года назад, и с момента введения штрафов за ее отсутствие прошло уже год. Платформа омниканального маркетинга Calltouch провела исследование, чтобы выяснить, как изменился рынок и как компании и их клиенты относятся к промаркированной рекламе.
Исследование показало, что рекламодатели и потребители по-разному реагируют на новые правила. 36% россиян отмечают, что отсутствие маркировки вызывает у них недоверие, а около 13% сомневаются в надежности таких рекламодателей. Каждый третий респондент не обращает внимания на наличие маркировки, и только 10% замечают ее отсутствие. При этом 4,2% участников опроса сообщили об этом в соответствующие инстанции.
Также опрос показал, что россияне считают, что компании не всегда соблюдают все правила маркировки рекламы. Большинство респондентов (29,8%) заявили, что соблюдение всех норм — скорее редкость. Около 19% видят, что некоторые компании по-прежнему ищут лазейки, а 14% считают, что маркировка делается «скорее, для галочки». 12,5% отметили, что маркировка встречается только у крупных компаний, а каждый десятый уверен, что соблюдение требований начнется лишь после наложения штрафов за нарушения.
По словам Виктории Одинцовой, директора по маркетингу Calltouch, рынок адаптировался к новым условиям. «Мы идем к более этичному и ответственному продвижению, и обязательная маркировка рекламы отчасти отражает этот тренд. Спустя два года она не снизила эффективность, а рынок привык и научился работать в новых реалиях», — отметила она. Интересно, что 44% опрошенных считают, что введение ответственности за неправильную маркировку в целом не изменило правила рынка.
Около 14% респондентов поддерживают то, что блогеры теперь платят налоги, а каждый десятый считает, что закон способствует прозрачности рекламного рынка. Тем не менее, более четверти (25,6%) опрошенных выступают за ужесточение санкций за нарушение требований к маркировке. Однако 15% респондентов считают, что нововведение лишь усложняет жизнь бизнесу, а 13% отмечают рост бюрократии. 11% уверены, что закон препятствует развитию креативности.
Интересно, что позиция большинства россиян по поводу нового вида рекламных постов оказалась скорее негативной. 62,5% заявили, что их раздражает обилие рекламы с маркировкой. 27% считают, что реклама стала слишком длинной, а каждый пятый посетовал на однообразие. Почти 10% респондентов недовольны самой надписью о маркировке, а 8,3% выразили недовольство отметкой на видео или картинках. Тем не менее, некоторые россияне уже привыкли к новому виду рекламы и считают его приемлемым (по 13%).
Ранее также стало известно о планах внести в Госдуму законопроект, который предусматривает штраф до 1,5 миллиона рублей или лишение свободы на срок до двух лет за преступления с использованием дипфейков. Поправки вносят изменения в статьи УК РФ, касающиеся клеветы, мошенничества, кражи, вымогательства и причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.