Грядущие изменения в законодательстве о локализации автомобилей для такси могут привести к серьезным последствиям для отрасли. Согласно оценке Аналитического центра при правительстве РФ, в случае принятия закона в текущей редакции рынок такси может сократиться более чем на 500 тысяч водителей — это около 51% от их общего числа. Аналитики предложили пересмотреть инициативу, смягчив требования и введя меры поддержки.
Законопроект: суть и поправки
13 мая Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о локализации автомобилей, используемых в такси. Документ предполагает, что с 1 марта 2026 года (первоначально планировалось — с 1 октября 2025-го) к работе в такси будут допущены только автомобили, собранные в России и набравшие более 3200 баллов по шкале локализации. Исключения предусмотрены для Калининградской области и Дальнего Востока — там отсрочка предложена до 2028 и 2030 годов соответственно.
Список допустимых автомобилей также могут расширить за счёт машин, произведённых по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключённым с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. К таким автомобилям, в частности, относятся модели от «Москвича» и «Моторинвеста».
После 2025 года СПИКи продолжат использоваться, но новые соглашения должны будут проходить согласование с правительством. С 2033 года единственным критерием допуска в такси станет уровень локализации.
Угроза массового оттока водителей и экономические риски
Согласно исследованию Аналитического центра, в случае принятия закона в текущей версии:
- Из отрасли может уйти до 507 тысяч водителей;
- Потери доходов водителей достигнут 289 млрд рублей;
- Для частично занятых водителей на личных авто замена машины может обойтись в 470,9 тыс. рублей, срок окупаемости — до 16 лет (без учёта роста тарифов);
- До 89,5% водителей с частичной занятостью и 35,6% водителей на арендованных авто с полной занятостью могут покинуть рынок;
- Среди таксистов с полной занятостью на собственных авто — потери затронут 15,2% участников.
Стоимость новых автомобилей, соответствующих требованиям, в среднем в 2,1 раза выше, чем у подержанных (1,73 млн руб. против 840 тыс.). При этом цены на отечественные автомобили растут быстрее рынка: +25,7% за 2023–2025 годы, тогда как подержанные иномарки подорожали на 18,4%, а новые иномарки — не более чем на 7%.
Какие автомобили сейчас проходят по требованиям
В перечень моделей, соответствующих требованиям локализации, входят:
- LADA Granta, Vesta, Iskra, Aura
- Москвич 3 и 6
- XCITE X-Cross 7 и 8
- Электромобили Evolute i-PRO и i-JOY
Однако этих моделей недостаточно для покрытия текущих потребностей отрасли, особенно в регионах.
Альтернативные сценарии от аналитиков
Аналитический центр предлагает два альтернативных сценария, способных смягчить негативные последствия:
- Упрощённый допуск по брендам — разрешить к работе все отечественные марки вне зависимости от года выпуска, а также иномарки, произведённые по СПИК, независимо от даты заключения контракта. Это увеличит долю подходящих автомобилей на 18%.
- Гибкий подход по происхождению — допуск всех автомобилей, произведённых или собранных в России, независимо от бренда и года выпуска. Это увеличит парк допустимых авто на 42%.
В результате таких мер можно сохранить рабочие места для более чем 240 тысяч водителей с личными автомобилями в ближайшие три года.
Также предлагается:
- Ввести программы субсидирования и льготного лизинга для такси;
- Смягчить требования для водителей с частичной занятостью;
- Предусмотреть исключения для регионов, где преобладают подержанные авто — особенно Дальний Восток и Сибирь.
Ситуация на рынке такси сегодня
- Более трети водителей используют такси как дополнительный доход.
- Доля водителей с полной занятостью наиболее высока в ЦФО и СЗФО, наименьшая — в СКФО и ПФО.
- Только 31% новых автомобилей участвуют в обновлении парка; преобладают авто с пробегом 6–10 лет, а на Дальнем Востоке и в Поволжье — старше 10 лет.
- Самые популярные новые модели в такси: LADA Granta (8%), Vesta (3%), Haval Jolion (6%), Geely Emgrand (2%), BAIC U5 Plus (2%). Среди подержанных лидируют Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo, LADA Priora и Kalina.
- Водители с частичной занятостью и личными авто составляют 66% всех владельцев собственных машин и слабо мотивированы менять транспорт. В сегменте аренды соответствие требованиям достигает 20%, но и оно варьируется по регионам.
Реакция отрасли и экспертов
Один из авторов инициативы, Владимир Гутенев, заявил, что закон не должен создавать неконкурентные условия для бизнеса. Он отметил, что полная самозанятость не может быть основой экономики, поскольку таксопарки обеспечивают контроль, безопасность и страхование.
В то же время, представители отрасли уже высказывали опасения по поводу рисков дефицита кадров, роста цен и нарушения баланса между таксопарками и самозанятыми. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) также призвал пересмотреть законопроект, предложив годовую отсрочку и дополнительные меры господдержки с учётом региональной специфики.
Вывод:
Жёсткие требования по локализации могут обернуться масштабными потерями для таксомоторной отрасли. Смягчение законодательства, расширение перечня допустимых моделей и внедрение субсидий способны сохранить рынок и обеспечить плавный переход к целям импортозамещения.