В 2024 году «Аэрофлот» завершит масштабный переход на отечественное программное обеспечение, выделив на эти цели 95% своего IT-бюджета, что составляет порядка 28 миллиардов рублей. На форуме «Цифровая транспортация» генеральный директор компании Сергей Александровский озвучил важные шаги, предпринятые в этом направлении, и объяснил, как грядущие изменения отразятся на клиентах и работе авиаперевозчика. Какие российские IT-решения уже внедрены, какие международные аналоги были заменены и что нового ожидает пассажиров на борту самолетов — об этом сообщает «Лента.ру».
Начало пути к независимости
Для «Аэрофлота» цифровая трансформация представляет собой не просто переход на новое ПО, а ответ на глобальные изменения и вызовы, с которыми столкнулась российская экономика. Санкции и необходимость адаптироваться к новым условиям стали катализаторами стратегического решения об импортозамещении. Сергей Александровский акцентировал внимание на том, что за последние два года авиакомпания увеличила долю отечественного программного обеспечения с 33% до 95%. «Это только начало нашего пути к полной независимости от иностранных технологий», — подчеркнул он.
Одним из ключевых шагов стало замещение важных иностранных систем, которые десятилетиями определяли управление полетами и техническое обслуживание авиапарка. Американская система Sabre FPM и швейцарская AMOS, несмотря на свою долгую историю, уступили место отечественной платформе «Купол». Сергей Александровский отметил её эффективность, подчеркнув, что система не только сокращает время простоя самолетов, но и улучшает прогнозирование технического обслуживания, что в свою очередь способствует сохранению конкурентоспособности «Аэрофлота» на международной арене.
Поддержка отечественных решений
Людмила Богатырева, руководитель IT-подразделения агентства «Полилог», поддержала выбор компании, отметив, что российские компании, такие как НПП «Эрлан» и Alaskar, предлагают продукты, которые соответствуют мировым стандартам и готовы к дальнейшему развитию. «Это открывает новые возможности для нашей авиации», — добавила она.
Аналитик авиационной индустрии Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт», также выразил уверенность в будущем российской авиации. «»Аэрофлот» уже давно стал одним из лидеров цифровизации среди мировых авиаперевозчиков. Активное участие компании в разработке IT-продуктов позволит ей лучше адаптировать решения под специфические нужды авиаперевозок, что ускорит процесс внедрения и повысит их эффективность», — отметил он.
Нововведения для экипажа
Переход на отечественные IT-решения затрагивает не только внутренние системы, но и непосредственно работу экипажей. Важным нововведением станет отказ от iPad в пользу планшетов Fplus Т1100 на базе российской операционной системы «Аврора». Это решение, по словам Сергея Александровского, поможет компании сократить расходы и повысить независимость от зарубежных технологий. «Мы стремимся не только к экономии, но и к созданию платформы, полностью отвечающей нашим потребностям», — подчеркнул генеральный директор «Аэрофлота».
В настоящее время более 7400 планшетов с «Авророй» активно используются экипажами «Аэрофлота». Эти устройства значительно упростили процедуры обслуживания пассажиров и подготовку рейсов, что позволило улучшить взаимодействие с клиентами. К 2024 году количество таких планшетов увеличится до 9000, что существенно повлияет на скорость принятия решений на борту и качество работы бортпроводников. «Это только одна часть широкой программы модернизации», — добавил Сергей Александровский, отметив, что постоянное обновление и адаптация ПО для планшетов повысят производительность и гибкость сотрудников.
Wi-Fi и спутниковая связь
Одним из самых долгожданных улучшений для пассажиров станет доступ к Wi-Fi на борту. «Мы активно сотрудничаем с компанией «Бюро 1440», — сообщил Сергей Александровский. — Она разрабатывает низкоорбитальную спутниковую группировку, которая обеспечит стабильный интернет на всех рейсах». Этот амбициозный проект стоимостью 445 миллиардов рублей включает запуск 250 спутников для глобального покрытия интернет-услуг. «Мы уже вывели на орбиту шесть аппаратов и планируем довести их количество до целевой отметки к 2027–2028 годам», — добавил Алексей Шелобков, глава «Бюро 1440». Это новшество позволит пассажирам оставаться на связи на протяжении всего полета, что особенно важно для бизнес-клиентов.
Эксперты уверены, что внедрение Wi-Fi на борту станет важной частью улучшения клиентского сервиса. Игорь Селиванов, аналитик в области авиации, отметил: «Современный пассажир уже не готов мириться с отсутствием связи. Это нововведение укрепит позиции «Аэрофлота» среди международных конкурентов и привлечет новую аудиторию».
Долгосрочная стратегия
Импортозамещение и переход на отечественные IT-решения — это не временная мера, а часть долгосрочной стратегии «Аэрофлота». «Наша цель — создать инфраструктуру, которая будет не просто соответствовать мировым стандартам, но и прокладывать путь для других российских авиаперевозчиков», — подчеркнул Сергей Александровский. Таким образом, интеграция отечественных технологий в авиационную отрасль имеет потенциал стать движущей силой развития всей индустрии.
Внедрение систем, таких как «Купол» и «Аврора», — это основа для будущего, где российские технологии могут занять ведущие позиции как на национальном, так и на международном уровне. «Мы не просто адаптируемся к новым условиям, — заключил генеральный директор «Аэрофлота». — Мы создаем новые возможности для роста и развития, что особенно важно в условиях глобальной трансформации авиационной отрасли».