11.03.2025

Законопроект о локализации такси: возможные последствия для рынка и экономики

В ноябре 2023 года в Госдуму был внесен законопроект о локализации такси, направленный на поддержку отечественного автопрома. Он предусматривает обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых для перевозки пассажиров. Суть законопроекта заключается в том, что с 1 октября 2025 года в такси можно будет использовать только автомобили, производимые в России. Для определения уровня локализации предлагается система баллов, в рамках которой каждому автомобилю присваиваются баллы за каждую деталь, произведенную на территории России. Для того чтобы автомобиль мог быть использован в такси, он должен набрать минимум 3,2 тыс. баллов.

Законопроект был принят в первом чтении в январе 2024 года. Однако в конце февраля 2025 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выразил обеспокоенность рисками, которые могут возникнуть в случае принятия такого закона. Прежде всего, эксперты указывают на возможные экономические последствия для водителей такси и бюджета.

Аналитика показывает, что в 2024 году из 1,57 млн новых легковых автомобилей в России только 11% были приобретены для использования в такси. При этом средняя стоимость нового автомобиля составляет 3,12 млн рублей, что почти в два с половиной раза выше стоимости подержанных машин (1,18 млн рублей). Это создает значительный ценовой разрыв, который, по мнению экспертов, сделает невозможным для многих водителей такси приобретение новых автомобилей без привлечения кредитных средств. В результате, самозанятые владельцы автомобилей могут потерять доступ к работе, поскольку их машины не будут соответствовать требуемому уровню локализации.

РСПП предупреждает о возможных потерях федерального бюджета, которые могут составить около 350 млрд рублей за три года. Эта сумма включает в себя недополученные налоговые поступления из-за ухода водителей в теневую сферу, а также утрату пошлин и акцизов с импортируемых автомобилей.

В то же время, эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ прогнозируют, что в случае принятия закона расходы на эксплуатацию автомобилей могут вырасти в два раза. Это сделает работу в такси убыточной для большинства водителей, что приведет к массовому уходу специалистов из отрасли. По оценкам, дефицит кадров в такси может достигнуть 500 тыс. человек в течение следующих трех лет.

При этом поддержка законопроекта поступила от комиссии по транспорту Госсовета, которая считает, что такие меры способствуют обеспечению технологического суверенитета и устойчивости российской транспортной сети к санкционным угрозам. Однако представители самозанятых таксистов и крупных компаний, таких как «Яндекс Такси», предупредили, что закон может замедлить процесс обеления рынка такси. В частности, они предполагают, что водители перестанут регистрироваться как самозанятые, что приведет к росту теневой экономики и снижению налоговых поступлений.

По мнению РСПП, для минимизации рисков необходимо не только внедрять требования по локализации, но и предусматривать субсидирование покупки отечественных автомобилей, чтобы компенсировать водителям такси дополнительные расходы.

Аналитики прогнозируют, что в случае принятия законопроекта стоимость услуг такси может значительно возрасти. При уходе около 100 тыс. водителей с рынка, рост цен на пассажирские перевозки может составить 15%.

Прогнозы продаж новых легковых автомобилей на 2025 год также вызывают беспокойство. В случае оптимистичного сценария объем авторетейла в России может вырасти на 6%, достигнув 1,65 млн автомобилей, но при негативном сценарии он сократится до 1,5 млн.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами