Госдума в ускоренном порядке — сразу во втором и третьем чтениях — одобрила закон о локализации автомобилей, используемых в такси. Новый нормативный акт наделяет регионы правом устанавливать обязательные требования к степени локализации транспортных средств, работающих в сегменте легкового такси. Об этом сообщает ТАСС.
Что изменится
Согласно закону, с момента его вступления в силу включение автомобиля в региональный реестр такси возможно только при выполнении одного из двух условий:
- Автомобиль должен набрать необходимое количество баллов по системе оценки локализации — аналогично критериям, применяемым в сфере госзакупок. Методика и пороговые значения устанавливаются правительством.
- Альтернативно — автомобиль должен быть произведён в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключённого в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Однако с 1 января 2033 года останется только один допустимый критерий: соответствие минимальному количеству баллов локализации.
Географические исключения
Для ряда территорий предусмотрен отсроченный режим применения новых правил. Так, до 1 марта 2028 года требования не будут распространяться на Калининградскую область, Сибирь и Дальний Восток. Для регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) предусмотрен ещё более продолжительный переходный период — до 1 марта 2030 года.
Риски и последствия для отрасли
По предварительным оценкам, при полном вступлении закона в силу под угрозой окажется более половины автопарка такси. Речь идёт примерно о 507 тысячах водителей — около 51% зарегистрированных участников рынка. Причина в том, что новые машины, соответствующие локализационным требованиям, стоят в среднем в 2,1 раза дороже, чем подержанные аналоги, массово используемые сегодня.
Таким образом, реализация закона может существенно сократить доступность дешёвых такси, ударить по доходам водителей и усложнить обновление автопарков, особенно в регионах с низкой покупательной способностью и слабой инфраструктурой автопроизводства.