01.03.2025

РСПП предупреждает о рисках обязательной локализации автомобилей для такси

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выразил обеспокоенность в связи с возможными экономическими последствиями принятия законопроекта, обязывающего таксопарки использовать автомобили отечественного производства. Об этом говорится в письме главы союза Александра Шохина на имя помощника президента Ларисы Брычевой, которое оказалось в распоряжении РБК.

По мнению РСПП, новые требования могут привести к ряду серьезных проблем:

  • Сокращение выбора автомобилей для такси;
  • Невозможность быстрой локализации производства;
  • Уход самозанятых водителей с рынка;
  • Рост стоимости поездок и дефицит машин.

Суть законопроекта

Инициаторами проекта стали Андрей Кутепов (глава комитета Совета Федерации по экономической политике) и Владимир Гутенев (председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле).

Документ, принятый в первом чтении в январе 2024 года, позволяет регионам самостоятельно устанавливать уровень локализации таксомоторного транспорта. Оценка будет проводиться по балльной системе, а приоритет получат машины с высокой долей российской сборки.

Второе чтение законопроекта пока не назначено, но на данном этапе игроки рынка выражают серьезные опасения.

Какие автомобили соответствуют требованиям?

Согласно данным РСПП, в 2024 году в таксомоторный парк поступило более 90 000 отечественных автомобилей, из которых 56 000 — Lada.

Однако, исходя из формулировок законопроекта, такси должны соответствовать минимальному уровню локализации в 3200 баллов. Сейчас этому критерию отвечают только четыре модели АвтоВАЗа:

  • Lada Vesta
  • Lada Granta
  • Lada Largus
  • Lada Aura

Требования вступят в силу с 1 октября 2025 года, но эксперты считают этот срок слишком сжатым для адаптации рынка.

Основные риски для такси и экономики

РСПП предлагает:

  • Отсрочить вступление закона до 1 сентября 2026 года;
  • Усовершенствовать госпрограммы поддержки закупок автомобилей для такси;
  • Ограничить предельную стоимость автомобилей для такси 3,5 млн рублей;
  • Учитывать региональные особенности при установлении требований.

На сегодняшний день более 75% автомобилей в такси — российские, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе новые машины, соответствующие требованиям.

По оценкам РСПП, уход 100 000 водителей приведет к росту цен на такси на 15%. В союзе настаивают на дополнительной оценке последствий для самозанятых перевозчиков.

Кроме того, законопроект не учитывает развитие альтернативных источников топлива, что также вызывает критику.

Реакция отрасли

Ранее ассоциация «Национальный совет такси» обвинила АвтоВАЗ в завышении цен на автомобили Lada Granta (в 1,6 раза с 2021 по 2023 год) и Lada Vesta (в 1,8 раза). Таксисты даже попросили ФАС проверить ценообразование компании.

Объединение самозанятых России (ОСР) также обратилось к Владимиру Путину, призвав разработать механизмы, учитывающие интересы перевозчиков.

Представитель АвтоВАЗа в ответ на претензии заявил, что компания не является монополистом, а таксопарки могут выбирать автомобили из широкого ассортимента. Он также подчеркнул, что большие партии закупаются по флитовым ценам, что делает автомобили доступнее для бизнеса.

Однако на практике доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%, а в Москве эти машины практически не используются.

Как ситуация повлияет на рынок?

По данным сервиса «Максим», в восточных регионах России на отечественные авто приходится менее 5% таксомоторного парка, а в Приморье — всего 0,3%.

При этом до 100% заказов в регионах выполняются частными водителями на личных авто. Многие из них не могут позволить себе соответствующие новым требованиям автомобили.

С декабря 2024 года началась массовая аннуляция разрешений на такси, и в некоторых регионах число перевозчиков сократилось вдвое. Если такая тенденция сохранится, к 2025 году такси как легальный бизнес вне Москвы может исчезнуть.

Что думает бизнес?

В «Яндекс Такси» отметили, что законопроект вызывает обоснованные опасения, и призвали к конструктивному диалогу между таксопарками и автопроизводителями.

«Мы готовы создать площадку для обсуждения и выработать решение, которое позволит развивать такси с учетом задач поддержки отечественного автопрома», — заявили в компании.

РБК направил запросы в РСПП, администрацию президента и крупнейшим участникам рынка такси.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами