Совместное исследование компании «Газпромбанк автолизинг» и аналитического агентства «Автостат» показало, что в 2024 году россияне потратили на покупку новых автомобилей рекордные 4,91 трлн рублей. Этот показатель на 57% превысил затраты 2023 года, которые составили 3,13 трлн рублей.
Рост расходов на автомобили в декабре 2024 года
В декабре 2024 года россияне потратили на новые автомобили 392,1 млрд рублей, что на 5,5% больше, чем в ноябре (371,8 млрд рублей). В сравнении с декабрём 2023 года расходы выросли на 1,9% — тогда на покупку новых машин было потрачено 384,7 млрд рублей.
Рекордная финансовая ёмкость авторынка
Суммарная финансовая ёмкость российского рынка новых автомобилей за 2024 год достигла 4,91 трлн рублей, что стало абсолютным рекордом. До этого максимальные расходы на покупку автомобилей были зафиксированы в 2023 году.
Премиум-сегмент на подъёме
В декабре 2024 года выросли продажи автомобилей премиум-класса. В этот период было реализовано 12,1 тысячи премиальных и люксовых автомобилей, что на 12,2% больше, чем в ноябре. Финансовая ёмкость этого сегмента в декабре составила 103,2 млрд рублей, что на 15% выше показателей ноября. Доля премиум-сегмента в общей структуре затрат выросла с 24,1% в ноябре до 26,3% в декабре.
Изменения в структуре брендов
Исследование выявило снижение расходов на корейские автомобили в декабре на 20,7% — до 6,3 млрд рублей. В то же время траты на другие бренды показали рост:
- Японские автомобили: +0,3%, до 21,1 млрд рублей.
- Американские автомобили: +2,9%, до 3,9 млрд рублей.
- Российские автомобили: +3,7%, до 68,8 млрд рублей.
- Китайские автомобили: +6,5%, до 242,6 млрд рублей.
- Европейские автомобили: +19,6%, до 43,2 млрд рублей.
Китайские автомобили уверенно занимают лидирующую позицию с долей в 62% от общей структуры финансовой ёмкости рынка в декабре. За ними следуют:
- Российские бренды: 17,5%.
- Европейские бренды: 11%.
- Японские бренды: 5,4%.
- Корейские бренды: 1,6%.
- Американские бренды: 1%.
Увеличение доходов авторынка
Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортёрами «Газпромбанк автолизинга», отметил, что рост доходов российского рынка новых автомобилей связан с увеличением цен на автомобили и максимальным за последние пять лет объёмом продаж, который составил 1,57 млн единиц.
Кредиты на автомобили: увеличение сроков
Рынок автомобилей с пробегом также претерпел изменения: средний срок кредита на такие автомобили в России вырос до 78 месяцев, что на год больше, чем кредиты на новые автомобили. Средний размер займа составил 1,5 млн рублей. При этом полная стоимость кредита на подержанные машины в среднем на 8% выше, поскольку покупка новых автомобилей часто субсидируется автопроизводителями.
Итоги
2024 год стал знаковым для российского авторынка. Рекордные расходы, рост популярности премиум-сегмента и лидирующие позиции китайских брендов демонстрируют, что автомобильная отрасль продолжает активно развиваться, несмотря на экономические вызовы и изменения в структуре рынка.