20.02.2025

Развитие рынка зарядных станций для электромобилей в России: динамика и перспективы

За последние три года российский рынок зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) показал стремительный рост, увеличившись почти в шесть раз. Согласно исследованию компании «СКБ Контур», с которым ознакомился РБК, количество организаций, занимающихся созданием и развитием электрозаправочных станций, с 2022 года по начало февраля 2025 года выросло с 28 до 163.

В то же время число традиционных топливных заправок в этот же период, напротив, сократилось на 128 участников, что составляет 2%, и теперь составляет 10 234 компании.

Методология исследования

Эксперты проекта «Контур.Фокус» компании «СКБ Контур» проанализировали ситуацию на российском рынке заправок в период с января 2022 по февраль 2025 года. В основу расчетов легли данные ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности), относящиеся как к традиционным автозаправочным станциям, так и к зарядной инфраструктуре для электромобилей. Динамика развития ЭЗС оценивалась по коду ОКВЭД, связанному с зарядкой аккумуляторных батарей электротранспортных средств.

Изменения в сегменте топливных заправок

Согласно данным «СКБ Контур», за три года количество ликвидированных традиционных АЗС превысило число вновь открывшихся: 3136 против 2845. Наибольшее число закрытий произошло в 2022 году, когда прекратили работу 1174 компании. Однако пик регистраций новых заправок пришелся на 2024 год – 960 новых предприятий.

Наибольшее сокращение числа АЗС зафиксировано в Дагестане, где с 2022 по 2025 годы закрылись 201 компания. В Москве ликвидировано 135 АЗС, в Самарской области — 134, в Челябинской — 122, а в Новосибирской области прекратили деятельность 109 организаций.

Рост рынка электрозаправок

На фоне общего снижения числа традиционных АЗС российский рынок зарядных станций демонстрирует уверенный рост. Количество зарегистрированных компаний в сфере электрозаправок увеличивается ежегодно. В 2022 году рынок пополнили 17 новых игроков, в 2023 году — 24, в 2024 году — 43, а в начале 2025 года уже зарегистрирована одна новая компания.

Закрытия в этом сегменте носят единичный характер. Больше всего ликвидированных ЭЗС зафиксировано в Москве, а в Московской области, Республике Тыва и Приморском крае по разным причинам прекратили работу всего по одной-две компании.

Распределение заправок по регионам

По состоянию на февраль 2025 года крупнейший рынок автозаправочных станций сложился в Дагестане, где насчитывается 560 организаций. В Москве действуют 387 заправок, в Московской области – 378, в Ростовской – 357, а в Самарской – 345.

Лидером по числу электрозаправок является Москва, где в начале 2025 года работает 42 специализированные компании, тогда как в 2022 году их было всего 11. На втором месте – Ивановская область с 22 организациями, появившимися с нуля за три года. В Санкт-Петербурге количество компаний выросло с одной до 15, в Татарстане – с двух до девяти, а в Московской области – с нуля до семи.

Факторы роста рынка электрозаправок

Эксперт «Контур.Фокус» Антон Яковлев отмечает, что электрический транспорт долгое время воспринимался в России с определенным скепсисом. Тем не менее, с 2022 года число электромобилей в стране увеличилось в 3,6 раза — с 16,6 тыс. до 59,6 тыс. на начало 2025 года, согласно данным агентства «Автостат».

Ситуация кардинально изменилась после запуска производства отечественных электромобилей. В период с 2022 по 2024 годы в России было выпущено 9,3 тыс. электрических автомобилей марок «Москвич», Evolute и «Амберавто». Сегодня на электрокары приходится 0,12% всего российского автопарка. При этом 60% электромобилей составляют модели Nissan (16,7 тыс.), Zeekr (11,2 тыс.) и Tesla (6,7 тыс.).

Дополнительным фактором роста спроса на ЭЗС является увеличение числа подключаемых гибридов. По состоянию на середину 2024 года в России зарегистрировано 90 тыс. таких автомобилей, что составляет 43,8% всего электрического транспорта.

Проблемы развития инфраструктуры

Развитие электротранспорта в России сдерживается нехваткой зарядных станций, указывает Яковлев. Сегодня электромобили используются преимущественно в городах, так как инфраструктура для их подзарядки между населенными пунктами остается недостаточно развитой. Однако наблюдается позитивная динамика, и увеличение количества электрозаправок подталкивает спрос на электромобили.

Государственная поддержка сектора

С 2022 года в России реализуется программа социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», в которой по итогам 2024 года приняли участие 65 субъектов РФ. Благодаря этому число «быстрых» зарядных станций выросло до 2,7 тыс., что соответствует текущему уровню спроса. В 2025 году государственные меры поддержки сохранятся, включая субсидии на подключение к электросетям и закупку оборудования.

Помимо этого, продолжается работа по увеличению количества ЭЗС на международных трассах. В Министерстве энергетики считают, что текущие меры полностью соответствуют потребностям рынка и не требуют дополнительных инициатив.

Рынок традиционных АЗС: консолидация игроков

В аналитической компании «ОМТ Консалт» отмечают, что, несмотря на общее сокращение числа участников рынка, количество автозаправочных станций в России за последние четыре года выросло на 2,8%. Это связано с расширением крупных сетей. Число АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), увеличилось на 315 объектов, до 8972. Количество крупных сетевых АЗС (свыше 20 станций) выросло на 547, до 5192, средних (от 6 до 20 станций) — на 558, до 4263. В то же время число небольших сетей (до пяти станций) сократилось на 661, до 9340.

Эксперты подчеркивают, что сокращение числа независимых компаний свидетельствует о консолидации рынка. В 2021 году на одну компанию приходилось в среднем шесть автозаправок, а к 2025 году этот показатель вырос до 6,5.

Перспективы развития

В «ОМТ Консалт» отмечают, что число ЭЗС в России превысило 7 тыс. Однако скорость развития зарядной инфраструктуры опережает рост парка электротранспорта. В начале 2024 года на одну традиционную АЗС приходилось 2150 автомобилей, тогда как на одну ЭЗС — всего 67 (включая гибридные авто). В итоге традиционные заправки обслуживают в 32 раза больше машин, чем электрозаправки. Это говорит о том, что пока рынок ЭЗС уступает АЗС по экономической эффективности, но в долгосрочной перспективе ситуация может измениться.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами