27.02.2025

Растущий спрос на переходники для китайских электромобилей в России

Владельцы китайских электрокаров и гибридных автомобилей в России все чаще приобретают адаптеры для зарядки. Это связано с тем, что большинство отечественных электрозаправочных станций (ЭЗС) оснащено зарядными устройствами некитайского стандарта. По данным ведущих маркетплейсов, подготовленным для РБК, в 2024 году спрос на подобные аксессуары вырос в 10–20 раз.

Стоимость переходников скоростного типа варьируется от 80 000 до более 200 000 рублей. В то же время, несмотря на высокий спрос, средняя цена на такие устройства за последние годы снизилась, что связано с расширением ассортимента и увеличением количества предложений.

Разнообразие разъемов для электрозарядки

В мире используется около восьми типов разъемов для зарядки электромобилей. Они делятся на медленные (AC) с мощностью 2–43 кВт и быстрые (DC) мощностью 50–150 кВт. В России долгое время преобладали стандарты европейского и японского образца, что сформировало соответствующую зарядную инфраструктуру. Наиболее распространены разъемы Type 2 (европейский медленный), CCS 2 (европейский быстрый) и CHAdeMO (японский быстрый). Однако рост числа китайских электрокаров вызвал потребность в переходниках для разъемов GB/T.

Динамика спроса на адаптеры

По данным объединенной компании Wildberries и Russ, в 2024 году продажи адаптеров для разъема GB/T выросли почти в 20 раз по сравнению с 2022 годом. Средний чек снизился на 2,5% по сравнению с 2023 годом, что обусловлено расширением ассортимента и появлением устройств в различных ценовых сегментах.

На платформе «Авито» также зафиксировали активный рост продаж зарядных устройств и переходников, обусловленный возросшим интересом россиян к электромобилям. Хотя абсолютные объемы сделок остаются небольшими, в 2024 году спрос на зарядные устройства стандарта GB/T увеличился в пять раз. Средняя цена на них осталась на уровне 2023 года, а стоимость переходников GB/T DC за два года снизилась на 9%, достигнув 92 975 рублей в январе 2024 года.

По данным Ozon, пик продаж зарядных устройств и адаптеров пришелся на 2023 год, когда их реализация увеличилась в шесть раз по сравнению с 2022 годом. В 2024 году объем продаж вырос в четыре раза, но этот рынок по-прежнему остается небольшим.

Рост числа китайских электромобилей в России

По данным агентства «Автостат», с 2022 года количество зарегистрированных электромобилей в России увеличилось в 3,6 раза – с 16 600 до 59 600 единиц на 1 января 2025 года. С учетом подключаемых гибридов на середину 2024 года парк таких автомобилей достиг 90 000 (из них 43,8% – гибриды). Доля китайских марок значительно возросла. Если в 2022 году лидерами были Nissan, Tesla и Porsche, то к 2025 году первое место сохранила Nissan (16 700 авто), второе заняла китайская Zeekr (11 200 авто), а третье – Tesla (6 700 авто).

В 2024 году продажи электромобилей выросли на 26,4%, достигнув 17 800 единиц. Лидером стал Zeekr, затем следуют «Москвич», Evolute, Volkswagen и Avatr. Продажи гибридов увеличились в 2,9 раза – до 62 850 единиц. Лидерами стали Lixiang, Voyah, BMW, Mercedes-Benz и Tank.

Изменение инфраструктуры ЭЗС

По данным 2Chargers, в десятку крупнейших операторов зарядных станций в России входят Sitronics, IT Charge, «РусГидро», PUNKT E, TOUCH, «Энергия Москвы», Electro.Сars, «Яндекс Заправки», «ЭлектроПорт» и Electrifly. При этом по числу разъемов GB/T DC лидируют Sitronics, Electro.Сars, IT Charge, «ЭлектроПорт», PUNKT E и Electrifly.

Число коннекторов GB/T DC в России увеличилось до 3 200, что позволило им выйти на третье место после CCS2 (4 200) и Type 2 (3 700). В декабре 2023 года в приложении 2Chargers было чуть более 500 таких коннекторов, а к 2024 году их стало более 3 000. Это связано с требованиями к субсидируемым станциям и изменением структуры парка электромобилей.

Государственная поддержка развития сети ЭЗС

С 2022 года действует программа «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», направленная на развитие зарядной инфраструктуры. В ее рамках установлено более 2 600 быстрых зарядных станций. Планируется, что к 2030 году их число достигнет 28 000.

Максимальная субсидия для операторов составляет 2,76 млн рублей, при этом государство компенсирует до 60% (но не более 1,86 млн рублей) стоимости станции и до 30% (не более 900 000 рублей) затрат на подключение к электросети. В 2022 году было введено требование, что субсидируемая станция должна оснащаться разъемами GB/T, а европейский CCS2 и японский CHAdeMO могут быть добавлены по выбору. В 2024 году это требование изменилось – теперь CCS2 также стал обязательным, а выбор третьего разъема остается за инвестором.

Перспективы развития электромобильности в России

На данный момент структура зарядной инфраструктуры в России выглядит следующим образом: CCS2 занимает 32,9% рынка, CHAdeMO – 27,17%, GB/T DC – 20,49%, а Type 2 – 15,58%. Популярность CHAdeMO постепенно снижается, тогда как спрос на GB/T DC продолжает расти.

Председатель Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) Армен Сафарян отмечает, что спрос на переходники для китайских электрокаров обусловлен несовершенством инфраструктуры, но не является критическим. Российские потребители продолжают покупать китайские автомобили, несмотря на меры государственной поддержки отечественных брендов. В связи с этим операторы зарядных станций все чаще устанавливают коннекторы в конфигурации «два GB/T и один CCS2».

Таким образом, растущий спрос на переходники для китайских электромобилей – это лишь отражение изменений на рынке электромобильности в России, который продолжает адаптироваться к новым реалиям.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами