В мае 2025 года россияне приобрели всего 786 электромобилей, что на 28% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 1% ниже показателя апреля 2025 года, сообщает «Ведомости». Такая динамика отражает устойчивое падение спроса на электрокары, наблюдаемое с мая 2024 года.
Лидером по снижению продаж стал китайский бренд Zeekr, поставляемый в Россию через альтернативные импортные каналы: с начала года реализация упала в 3,4 раза — всего продано 1191 автомобиль. Вторую позицию занимает российский Evolute с 374 реализованными машинами, что на 48% меньше прошлогодних показателей. Третье место занимает бренд Avatr с 318 проданными электрокарами и снижением на 15%.
Отмечается также сокращение продаж электромобилей под маркой «Москвич». В то же время бренды Ora (принадлежащий китайской компании Great Wall) и Geely демонстрируют рост спроса, показывая устойчивость в сложившихся условиях.
Главной причиной сокращения рынка эксперты называют значительное повышение утильсбора на электромобили. С января 2025 года тариф, установленный в рамках программы долгосрочной индексации, вырос более чем в 20 раз, превысив 667 тысяч рублей, что заметно повысило стоимость электрокаров для конечного потребителя.
Для сравнения, общий рынок новых легковых автомобилей в России за этот период сократился примерно на 25%. По мнению аналитиков, продажи чистых электромобилей будут восстанавливаться медленнее, чем весь автомобильный рынок, либо сохранятся на уровне нишевого сегмента с ограниченной долей.
Таким образом, высокий утильсбор и экономическая неопределённость продолжают сдерживать развитие российского рынка электромобилей, требуя от участников отрасли адаптации стратегий и поиска новых точек роста.