В 2024 году в России было продано более 1,836 млн новых автомобилей различных классов, что на 39% больше по сравнению с 2023 годом (1,32 млн). Особенно заметный рост наблюдается в сегменте легковых автомобилей, продажи которых увеличились почти в 1,5 раза — с 1,057 млн до 1,554 млн единиц. Об этом сообщается в отчете Минпромторга России, основанном на данных АО «ППК» (предприятие, занимающееся аналитикой данных из систем электронных паспортов транспортных средств).
Продажи новых легких коммерческих автомобилей выросли на 34% — с 105 тыс. до 140,3 тыс. штук. Продажа автобусов увеличилась на 16% (с 17,8 тыс. до 20,57 тыс.), а электромобилей — на 31% (с 14,85 тыс. до 19,39 тыс.). Однако продажи новых грузовых автомобилей уменьшились на 13%, снизившись с 140,2 тыс. до 121,56 тыс. единиц.
Минпромторг также сообщил, что в 2024 году было продано 829,87 тыс. автомобилей отечественного производства, что составило 45,2% от общего объема. Это на 28% больше, чем в 2023 году (646,27 тыс.).
По данным ведомства, наибольшее количество новых легковых автомобилей было продано в следующих регионах:
- Москва — 202,5 тыс. (+13%);
- Московская область — 111,5 тыс. (+7%);
- Санкт-Петербург — 91,9 тыс. (+6%);
- Краснодарский край — 78,34 тыс. (+5%);
- Татарстан — 75,26 тыс. (+5%).
Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые 11 месяцев 2024 года в России было продано более 1,5 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 52% больше, чем в прошлом году. Однако в АЕБ предостерегают о «существенном замедлении» темпов роста авторынка, прогнозируя возможное ухудшение ситуации в ближайшее время.
Аналитики агентства «Автостат» также предупредили, что в 2025 году продажи новых легковых автомобилей в России могут снизиться на 10% по сравнению с 2024 годом, составив около 1,43 млн единиц. Среди негативных факторов, влияющих на рынок, называются высокая инфляция, повышение утильсбора, рост процентных ставок и снижение доступности автокредитов, а также отсутствие официальных поставок от международных брендов.
Напомним, что в 2022 году, после введения санкций и ухода ряда иностранных автопроизводителей, в России было продано всего 687,37 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 58,8% меньше, чем в 2021 году (около 1,667 млн). Однако в 2023 году продажи новых легковых автомобилей значительно увеличились, составив 1,06 млн единиц, что на 69% больше, чем в 2022 году.