10.03.2023

Операторы зарядных станций для электромобилей в РФ столкнулись с убыточностью из-за небольшого количества клиентов

Операторы зарядных станций для электромобилей в РФ столкнулись с убыточностью при реализации проектов по установке ЭЗС из-за небольшого количества клиентов и высокой стоимости присоединения оборудования к электросетям.

В 2022 году в России установили 439 быстрых ЭЗС. В 2023 году операторы проекта должны ввести в эксплуатацию 872 быстрые ЭЗС в 39 регионах страны. В Москве установлены 399 медленных и быстрых ЭЗС для электромобилей.

Операторы зарядных станций для электромобилей в РФ столкнулись с убыточностью из-за небольшого количества клиентов

Парк электромобилей в РФ растёт намного медленнее, чем число ЭСЗ. Операторы ЭЗС фактически субсидируют тариф. Согласно данным «Россетей», сейчас стоимость услуг для пользователя составляет 15–25 рублей за 1 кВт•ч, тогда как рентабельность при текущем уровне загрузки инфраструктуры была бы обеспечена при тарифе 300 рублей за 1 кВт•ч, что неприемлемо для клиентов.

Профильные эксперты, инвесторы в зарядную инфраструктуру и операторы ЭЗС («РусГидро», «Ростех», «Россети», Green Drive) в РФ пояснили:

  • парк электромобилей в РФ на 2023 год составил около 24 тыс. машин, а общее число ЭЗС, включая «домашние», составляет 7,5 тыс. штук (1,2 тыс. быстрых ЭЗС), но публичных из них менее половины;
  • на одну ЭЗС приходится менее трёх электромобилей;
  • текущие госсубсидии на установку ЭЗС: 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн рублей, на технологическое присоединение (ТП) зарядных станций к электросетям — 30%, но до 900 тыс. рублей;
  • услуга техприсоединения ЭЗС к сетям электросвязи может стоить до 3–4 млн руб;
  • установка (проектирование, закупка оборудование, работы по монтажу) современной ЭЗС обходится в 3,6-4 млн рублей;
  • есть проблемы с качеством синхронизации оборудования ЭЗС с различными системами управления и ПО, бывают сбои в работе GB/T-коннекторов;
  • Минцифры только начало разрабатывать внедрение требований для ПО: ЭЗС должны будут поддерживать протокол OCPP (Open Charge Point Protocol), а оператор — OCPI (Open Charge Point Interface);
  • протокол OCPI усложняет клиентскую поддержку и в текущих условиях приведёт к росту неуспешных транзакций, а его разработка и внедрение в клиентское ПО требует больших инвестиций;
  • только некоторые ЭЗС на Дальнем Востоке вышли на операционную рентабельность;
  • горизонте окупаемости ЭЗС в среднем от пяти—семи лет;
  • ЭЗС окупается быстро, если занята около 30% времени, чего сейчас нет;
  • такая динамика развития электротранспорта формирует риски, что работа ЭЗС будет требовать господдержки в долгосрочной перспективе.
Операторы зарядных станций для электромобилей в РФ столкнулись с убыточностью из-за небольшого количества клиентов

По оценке Минпромторга, в 2022 году в России произвели около 2 тыс. электрокаров. В основном это китайские машины Dongfeng, которые под брендом Evolute выпускает липецкий «Моторинвест». В этом году выпуск электрокаров вырастет в девять раз до 18 тыс., прогнозирует ведомство. Произойдёт это за счёт «Моторинвеста» и московского завода «Москвич», который на бывшей площадке Renault в Москве выпускает китайские кроссоверы JAC под российским брендом.

В прошлом году продажи новых электромобилей в России выросли на треть, сообщает «Автостат». По информации аналитического агентства, за январь-октябрь 2022 года в стране было продано 2090 электрокаров. Лидером рынка электромобилей в РФ стала Tesla, на которую пришлось 39% продаж, а самой востребованной моделью производителя оказался кроссовер Tesla Model Y с долей в 17,5%. Всего за прошедший период вдвое вырос ассортимент марок и моделей: 43 бренда и 82 модели против 24 марок и 41 модели в 2021 году.

По оценкам «Автостата», всего в 2022 году в РФ было ввезено 3,4 тыс. новых электромобилей (на 24% больше, чем в 2021 году) и 4,3 тыс. подержанных машин (–30%). По данным ГИБДД, на конец 2022 года в России было зарегистрировано 22,5 тыс. легковых электромобилей (+60% к 2021 году).

С 1 марта в России стал доступен бесплатный проезд по некоторым платным дорогам для владельцев электромобилей при условии использования официального транспондера от «Автодора» и получения статуса «электромобиль» в информационной системе дорожной компании. Цель акции — популяризация проезда по платным автомобильным дорогам и применения электронных средств регистрации проезда, а также стимулирование спроса на электромобили на территории РФ.

Источник
Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами