Японская автомобилестроительная компания Nissan официально объявила о закрытии семи заводов и увольнении 20 тысяч сотрудников после рекордного годового убытка в размере 670,9 млрд иен (около $4,5 млрд). Об этом сообщает The South China Morning Post. Одновременно Nissan сокращает производственные мощности с 3,5 до 2,5 млн автомобилей в год — более чем на 28%.
Руководство меняется, реструктуризация ускоряется
Новый генеральный директор Иван Эспиноса заявил, что реструктуризация будет ускорена в ответ на серию стратегических провалов, включая неудачные переговоры о слиянии с Honda в начале 2025 года и системное снижение продаж на ключевых рынках — в США и Китае. Основной причиной проблем называется устаревшая модельная линейка, которая не выдерживает конкуренции в быстро меняющейся индустрии.
В рамках антикризисной программы руководство компании было существенно обновлено. Эспиноса поставил задачу оперативно трансформировать бизнес-модель и перезапустить продуктовую стратегию.
Новый вектор — альянсы и совместные разработки
Среди первоочередных шагов — укрепление стратегических альянсов. Nissan планирует расширить кооперацию с Renault в Европе, Индии и Латинской Америке, а также углубить партнерство с Mitsubishi в США — в частности, по разработке пикапов и аккумуляторных систем для электромобилей. При этом Эспиноса не исключил возобновления переговоров с Honda по отдельным проектам на американском рынке.
Дополнительное давление — торговая политика США
Финансовые риски усиливаются в связи с действующими американскими импортными пошлинами, которые, по оценке Nissan, могут обойтись компании в 450 млрд иен. Финансовый директор Жереми Папен отметил, что экспорт из Мексики и Японии формирует около 45% поставок Nissan в США: это примерно 300 тыс. автомобилей из Мексики и 120 тыс. — из Японии. Таким образом, любое ужесточение тарифной политики США напрямую подрывает экономику компании.
Кризис зрелости и необходимость трансформации
Текущие события демонстрируют глубокий системный кризис в Nissan, связанный не только с внешними факторами, но и с внутренними упущениями в продуктовой политике, корпоративной культуре и стратегическом управлении. Компания оказалась не готова к вызовам новой технологической эпохи и потеряла динамику на фоне растущей конкуренции в сегменте электромобилей и кроссоверов.
Предстоящие годы станут для Nissan проверкой на прочность. Успех реструктуризации будет зависеть от способности компании быстро адаптироваться, выводить на рынок конкурентоспособные модели, эффективно выстраивать альянсы и минимизировать издержки на фоне нестабильной геополитики и трансформации автопрома.