Японский автопроизводитель Nissan опубликовал финансовые итоги 2024 года (завершившегося в марте), зафиксировав чистый убыток в размере 670,9 млрд иен — около 4,5 млрд долларов по текущему курсу. Это самый значительный годовой убыток компании за последние 25 лет, сообщает Коммерсантъ. Причинами стали резкое снижение продаж на двух ключевых рынках — в США и Китае, а также ухудшение общей конъюнктуры на глобальном авторынке.
Продажи снижаются, прибыль исчезает
Продолжительное снижение спроса, особенно на фоне растущей конкуренции со стороны китайских и корейских брендов, а также замедление роста на рынке электромобилей, существенно повлияли на выручку Nissan. США и Китай, обеспечивающие основной объем международных продаж, показали просадку, что в совокупности с ростом затрат привело к рекордному убытку.
На фоне ухудшения финансовых показателей руководство компании объявило о запуске новой антикризисной стратегии. Цель — восстановление операционной устойчивости и адаптация к стремительно меняющимся условиям на мировом рынке.
Масштабное сокращение производственных мощностей и персонала
К 2027 финансовому году Nissan планирует закрыть 7 из 17 своих заводов. В результате общий объём производственных мощностей сократится на 29% — с 3,5 млн до 2,5 млн автомобилей в год. Это решение отражает пересмотр стратегии компании в сторону более компактной и прибыльной операционной модели, основанной на оптимизации загрузки и себестоимости.
Дополнительно подтверждены планы по сокращению 20 тысяч сотрудников — это около 15% от глобальной численности персонала. Сокращения затронут как производственные, так и административные подразделения, особенно в регионах с избыточными мощностями и низкой рентабельностью.
Компания также официально отказалась от проекта строительства завода по производству аккумуляторов в префектуре Фукуока — одного из элементов прежней стратегии по наращиванию собственного производства для электрических моделей. Это свидетельствует о пересмотре амбиций в электромобильном сегменте на фоне неопределённости спроса и высокой конкуренции.
Экономия — свыше 3 млрд долларов
Согласно расчетам Nissan, реализуемые меры позволят снизить операционные издержки на 3,4 млрд долларов. Ожидается, что основной эффект экономии будет достигнут за счёт оптимизации логистики, снижения постоянных затрат и концентрации на наиболее перспективных моделях и рынках.
Тем не менее, краткосрочные перспективы остаются туманными: в текущем финансовом году компания прогнозирует снижение глобальной выручки на 0,1% и падение продаж автомобилей на 2,9%. Прогноз по чистой прибыли вообще не представлен — руководство ссылается на нестабильность мировой экономики и высокую волатильность спроса.