В первом квартале 2025 года в России закрылось более 210 китайских автосалонов, что в три раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Согласно исследованию «Газпромбанк автолизинга», это является следствием значительных проблем с инвесторами, а также других факторов, осложнивших функционирование автодилеров.
За первые три месяца текущего года были закрыты 213 китайских шоурумов. Это в три с лишним раза больше по сравнению с 2024 годом, когда прекращение деятельности коснулось лишь 67 салонов, а также значительно превышает число закрытий за весь 2023 год (187 точек). Эксперты уверены, что при таких темпах до конца 2025 года может быть зафиксирован рекорд по числу закрытых китайских автосалонов, а общий объем авторетейла может сократиться ниже 4000 локаций.
Основной причиной столь масштабного закрытия стало резкое сокращение числа инвесторов, что привело к несоответствию финансовых ожиданий и реальных результатов работы. Проблемы на рынке затронули несколько китайских марок. Лидером по числу закрытий стал бренд Bestune, потерявший 26 салонов, следом идет Kaiyi с 20 закрытыми шоурумами, а на третьем месте оказался DFM с 16 точками. В топ-10 по числу закрытий впервые вошли бренды Geely, Jaecoo, Jetour и LiAuto.
Рекордный рост числа закрытых автосалонов китайских марок за последние два года объясняется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, высокой конкуренцией на рынке, поскольку количество китайских автосалонов резко возросло, что привело к перенасыщению авторетейл-сегмента. Многие дилеры были вынуждены разорвать контракты с производителями, так как не достигали планируемой прибыли. Во-вторых, жесткая политика дистрибьюторов, а также недостаточная прибыльность бизнеса стали основными движущими силами в процессе закрытия шоурумов.
Несмотря на этот кризис, китайский бренд Chery сохранил лидерство среди иномарок по числу салонов в России — у него на данный момент 206 точек. На втором месте находится Geely с 199 локациями, а на третьем — Changan, у которого 200 автосалонов. Однако, учитывая текущие тенденции, дальнейший рост закрытий китайских шоурумов вполне вероятен, что может значительно сократить долю китайских марок на российском авторынке.