До конца 2025 года российский авторынок могут покинуть до десяти китайских брендов, включая Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG. Причина — системное снижение спроса и, как следствие, падение рентабельности дилерских операций. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ», ссылаясь на данные рынка и представителей отрасли.
- Франшизы не выдерживают нагрузку: дилеры массово отказываются от контрактов
- Закрытие шоурумов — тревожный сигнал для китайских автопроизводителей
- Неликвидный модельный ряд и слабая поддержка дилеров — решающие факторы
- Маркетинговая активность не спасает от структурных проблем
- Что дальше: тренд на сокращение доли китайских брендов?
- Вывод: дилерский рынок переходит к фазе селекции брендов
Франшизы не выдерживают нагрузку: дилеры массово отказываются от контрактов
Низкая востребованность автомобилей со стороны покупателей делает продажи нерентабельными. Убыточность дилерского бизнеса приводит к расторжению договоров с производителями. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» подтверждает: уход части китайских марок стал неизбежным на фоне сразу нескольких негативных факторов:
- переполненные склады;
- высокие ставки по автокредитам (на фоне ключевой ставки ЦБ в 21%);
- снижение потребительской активности.
Закрытие шоурумов — тревожный сигнал для китайских автопроизводителей
По итогам первого квартала 2025 года в России прекратили работу 213 автосалонов, торгующих китайскими автомобилями. Для сравнения, годом ранее этот показатель составлял в 3,2 раза меньше. За тот же период открыто всего 124 новых шоурума — это в два раза меньше, чем за аналогичный период 2024 года. В итоге совокупное число салонов китайских брендов с начала года сократилось на 87, составив около 2700 точек.
Примеры конкретных брендов:
- Bestune — закрыто 26 дилерских центров;
- Kaiyi — 20 точек прекратили деятельность.
Ключевые причины: модельные линейки с ограниченным спросом, низкая маржа, а также отсутствие устойчивых продаж на уровне одного салона.
Неликвидный модельный ряд и слабая поддержка дилеров — решающие факторы
По мнению аналитиков, китайские автопроизводители переоценили потенциал масштабного экспансирования в Россию. Многие бренды предлагали схожие по характеристикам модели с минимальными различиями, но не обеспечили:
- конкурентных ценовых условий;
- стратегической поддержки дилеров;
- гибкой кредитной политики;
- инструментов для стимулирования продаж в регионах.
В итоге часть дилеров массово расторгает франчайзинговые соглашения, особенно в тех случаях, где продажи системно не покрывают операционные издержки.
Маркетинговая активность не спасает от структурных проблем
Несмотря на значительное увеличение вложений в наружную рекламу со стороны китайских автопроизводителей, спрос продолжает стагнировать. По данным отрасли, в 2024 году GAC, Haval, Chery и Jetour вошли в топ-5 брендов по темпам роста медиабюджета в России. Однако даже агрессивное рекламное продвижение не решает основную проблему — недостаточную рыночную адаптацию и слабую конкурентоспособность отдельных марок.
Что дальше: тренд на сокращение доли китайских брендов?
Учитывая текущую динамику, эксперты прогнозируют дальнейшее сужение присутствия китайских производителей на российском рынке. Основной акцент, по всей вероятности, останется у крупных и давно присутствующих брендов, таких как Chery, Haval и Geely, которые обеспечивают стабильный сбыт, инвестируют в локализацию и поддерживают дилерскую сеть.
Мелкие и нишевые игроки, неспособные обеспечить окупаемость своих операций в условиях высокого финансового давления, будут вынуждены свернуть деятельность.
Вывод: дилерский рынок переходит к фазе селекции брендов
Рынок перешел от фазы бурного роста китайского предложения к стадии естественного отсева. Остаться смогут только те автопроизводители, которые:
- адаптировали продукт под запросы российской аудитории;
- обеспечивают партнёрам стабильную маржинальность;
- готовы инвестировать в долгосрочные каналы продвижения и сервисную поддержку.
Для российских дилеров наступает этап стратегического выбора партнёров, где приоритет будет отдаваться не количеству, а экономической эффективности.