Британский автоконцерн Jaguar Land Rover (JLR) объявил о временном прекращении поставок автомобилей в Соединённые Штаты сроком на один месяц. Это решение принято в ответ на введение администрацией Дональда Трампа новых импортных пошлин, сообщает The Times со ссылкой на официальное заявление компании.
Пауза в поставках — часть стратегии адаптации к торговым рискам
JLR подчёркивает, что Соединённые Штаты являются одним из ключевых экспортных направлений для компании в сегменте премиальных автомобилей. Решение приостановить отгрузки в апреле носит стратегический характер: компания намерена переоценить логистические цепочки и адаптироваться к изменившимся условиям торговли. Одновременно в JLR разрабатываются новые средне- и долгосрочные планы по работе на американском рынке.
В заявлении компании подчёркивается, что приостановка поставок — это временная мера, не связанная с сокращением численности персонала. На сегодняшний день штат Jaguar Land Rover насчитывает около 38 тысяч сотрудников в Великобритании и ещё 6 тысяч по всему миру.
Американский рынок приносит компании £6,5 млрд — почти четверть экспортной выручки
Согласно годовому отчёту JLR за период до марта 2024 года, совокупная выручка компании составила £30 млрд. Из них £6,5 млрд пришлись на рынок США, что делает его крупнейшим по объёму экспортных поступлений. Далее следуют Китай (£5,4 млрд), страны ЕС (£5,3 млрд), Великобритания (£5 млрд) и прочие международные рынки (£6,5 млрд).
На территории США основными драйверами продаж остаются модели Rover Defender и Range Rover Sport. Несмотря на временную остановку новых поставок, у JLR сформирован резерв автомобилей на складах американских дистрибьюторов. Эти машины были отправлены до введения новых тарифов, и их объёма, по оценкам аналитиков, должно хватить на ближайшие несколько месяцев. Средний срок доставки новых партий из Великобритании составляет порядка трёх недель.
Новые тарифы США: угрозы для глобальных производителей
2 апреля Дональд Трамп объявил о введении широкомасштабных импортных пошлин в отношении продукции из 185 стран. Новые тарифы варьируются от 10 до 50% и затрагивают, в том числе, автопром. Так, на автомобили и комплектующие установлена ставка в 25%. Эти меры обосновываются необходимостью «восстановления экономического суверенитета США» и борьбы с «экономическим ущербом, нанесённым как союзниками, так и противниками».
Инвестиционные рынки незамедлительно отреагировали на новость: всего за сутки капитализация американского фондового рынка снизилась на $2,5 трлн. Основной удар пришёлся по компаниям, чья производственная база сосредоточена за пределами США и завязана на глобальные цепочки поставок.
Реакция автопрома: перенацеливание производства и корректировка планов
Принятые тарифные меры уже стимулируют перестройку логистики в автомобильной отрасли. По данным Nikkei, японская корпорация Nissan рассматривает возможность переноса части производственных мощностей в США, чтобы минимизировать потери от пошлин. В частности, обсуждается отмена сокращения продолжительности смен на заводе в Теннесси, где выпускается модель Rogue.
Перспективы и риски для Jaguar Land Rover
Для Jaguar Land Rover ситуация остаётся неопределённой. С одной стороны, компания располагает временным запасом автомобилей в США, что позволяет выиграть несколько месяцев для пересмотра стратегии. С другой — в условиях усиления протекционизма JLR может столкнуться с необходимостью более глубокой локализации производства за пределами Великобритании, что повлечёт за собой капитальные вложения и перестройку логистики.
Кроме того, учитывая важность американского рынка для бизнеса компании, даже краткосрочная приостановка поставок может повлиять на финансовые результаты следующего отчётного периода. Особую тревогу вызывает и неопределённость в отношении потенциальных ответных мер со стороны Великобритании и ЕС, что может усилить торговую напряжённость.
Заключение
Временная остановка экспорта Jaguar Land Rover в США — не просто реакция на пошлины, а часть более широкой стратегии управления рисками в условиях растущего экономического протекционизма. Для британской автомобильной отрасли, значительная часть которой ориентирована на экспорт, подобные решения становятся всё более актуальными. В ближайшие месяцы от действий JLR будет зависеть не только устойчивость её позиций в Северной Америке, но и способность адаптироваться к глобальным трансформациям в международной торговле.