Европейский Союз намерен продолжить внедрение повышенных ставок таможенных пошлин на электромобили, произведенные в Китае, несмотря на то что Германия, крупнейшая экономика блока, отклонила это предложение. Это решение подчеркивает существующий раскол в крупнейшем торговом споре между ЕС и Пекином за последнее десятилетие. Предлагаемые пошлины могут достигать 45%, что обернется для автопроизводителей миллиардами долларов дополнительных расходов на импорт автомобилей в страны блока. Пошлины начнут действовать с следующего месяца и будут применяться в течение пяти лет.
Еврокомиссия, ответственная за торговую политику ЕС, заявила о своем намерении противостоять тому, что она считает несправедливыми субсидиями со стороны Китая. Это решение было принято после годичного расследования, направленного на борьбу с субсидиями. Однако в ЕС также отметили, что продолжат переговоры с Пекином, и возможным компромиссом может стать установка минимальных розничных цен.
В решающем голосовании 10 членов ЕС поддержали введение пошлин, пять проголосовали против, а 12 воздержались. Чтобы заблокировать это предложение, требовалось бы квалифицированное большинство из 15 членов ЕС, представляющих 65% населения блока. Германия, как крупнейшая экономика региона и ведущий производитель автомобилей, проголосовала против.
Несмотря на это, в ЕС уверены, что «необходимая поддержка» для одобрения тарифов была получена. При этом переговоры с Пекином и поиск альтернативных решений будут продолжены. Ной Баркин, старший советник Rhodium Group, прокомментировал ситуацию как значимую победу для Комиссии, даже несмотря на давление со стороны Германии и Китая, что укрепляет позиции Брюсселя в переговорах. Однако он предупредил, что Пекин может ответить на введение пошлин, что может осложнить возможность достижения решения через переговоры.
Результаты голосования отражают разногласия внутри ЕС по поводу торговых отношений с Китаем. Некоторые страны выступают за жесткие меры в отношении чрезмерных государственных субсидий, вспоминая, как десять лет назад ЕС не смог ввести таможенные ограничения на китайские солнечные панели, что привело к тому, что на сегодняшний день более 90% рынка находится под контролем Китая. Другие страны стремятся привлечь китайские инвестиции или опасаются начала торговой войны.
Акции европейских автопроизводителей, таких как Renault и Volkswagen, выросли на фоне ожиданий, что новые пошлины помогут им конкурировать с китайскими компаниями в условиях снижения спроса. Тем не менее, у некоторых отечественных производителей возникли опасения, что данная мера может побудить китайские компании ускорить планы по строительству заводов в Европе.
В этом году Китай уже начал проверки импортных поставок коньяка, молочных продуктов и свинины из ЕС, что многие расценили как ответные меры. Европейские производители коньяка и свинины выражают беспокойство по поводу ситуации. «Французские власти оставили нас на произвол судьбы. Мы не понимаем, почему наш сектор жертвуется таким образом», — заявила французская ассоциация производителей коньяка.
Китайское правительство также обсуждает возможность повышения импортных пошлин на бензиновые автомобили с большими двигателями, что в первую очередь затронет немецких производителей. Министерство торговли Китая выразило категорическое несогласие с введением повышенных пошлин, назвав их «несправедливыми, несоответствующими и необоснованными», и нарушающими правила Всемирной торговой организации, хотя не упомянуло о каких-либо ответных мерах.
Генеральный директор BMW Оливер Ципсе охарактеризовал голосование как «фатальный сигнал для европейской автомобильной промышленности». Холдинг Geely выразил «глубокое разочарование» решением Комиссии. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что ЕС движется к «экономической холодной войне» с Китаем.
Однако французская автомобильная ассоциация PFA выразила удовлетворение поддержкой пошлин, подчеркивая, что они выступают за свободную торговлю, но только если она справедлива. Компания Stellantis также отметила, что сектор испытывает давление со стороны амбициозных планов по сокращению выбросов углерода и «глобального коммерческого наступления Китая».
Для потребителей новые таможенные пошлины приведут к повышению цен на электромобили, что подрывает цели ЕС стать углеродно-нейтральным регионом к 2050 году. Организация Transport & Environment подчеркнула, что ЕС не должен откладывать цели по сокращению выбросов CO2 к 2025 году, как хотят некоторые автопроизводители, поскольку это может привести к стагнации производства электромобилей в регионе. «Если цели по выбросам CO2 к 2025 году будут отложены и доступные модели, импортируемые из Китая, станут недоступны, это приведет к худшему из возможных исходов», — говорится в сообщении организации.
За последние пять лет позиция ЕС по отношению к Китаю значительно ужесточилась. Союз рассматривает Китай как потенциального партнера в некоторых областях, но также как конкурента и системного соперника. Комиссия утверждает, что Китай производит 3 миллиона электромобилей в год, что в два раза превышает объем рынка ЕС. С учетом 100-процентных тарифов в США и Канаде, наиболее очевидным рынком для китайских электромобилей остается Европа.
В ходе продолжающихся переговоров с Китаем Комиссия может рассмотреть возможность введения ценовых обязательств, включая минимальную цену на импорт и ограничение объемов поставок. Например, компания Volvo, контрольный пакет акций которой принадлежит Geely, надеется избежать пошлин на импорт своих электромобилей, произведенных в Китае, благодаря ценовому соглашению.
Ставки таможенных пошлин, одобренных ЕС, варьируются от 7,8% для Tesla до 35,3% для SAIC и других компаний. Эти тарифы добавляются к стандартной 10-процентной пошлине на импорт автомобилей в ЕС. Ранее также стало известно, что Россия планирует фактически увеличить пошлины на импортные автомобили с 2025 года, удвоив утилизационный сбор, который должны уплачивать все автопроизводители, а также увеличить государственную поддержку автомобилей отечественного производства, что отражено в проекте опубликованного бюджета.