Продажи новых легковых автомобилей в России в 2025 году могут составить от 1,25 до 1,4 млн единиц, оценивает основатель агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако даже достижение верхней границы возможно лишь при исключительно благоприятной динамике, которую пока не подтверждают текущие данные.
Базовый сценарий — снижение на 15%
Согласно расчетам аналитика, наиболее реалистичный прогноз — 1,33 млн проданных авто, что на 15% ниже итогов 2024 года. Пессимистичный сценарий — 1,25 млн машин (минус 20%) — выглядит все более вероятным с учётом совокупности рыночных факторов.
Оптимистичный план — 1,4 млн машин — требует сверхрезультатов
Чтобы выйти на планку в 1,4 млн, дилерам нужно ежемесячно продавать не менее 120–140 тысяч автомобилей. По словам Целикова, это маловероятно: май и июнь уже показывают признаки слабого спроса. Май особенно сложен из-за сокращенного числа рабочих дней (всего 17) и привычки состоятельных потребителей брать отпуск в этот период. Это снижает покупательскую активность в ключевых сегментах.
Автокредиты — недоступные
Ключевым ограничивающим фактором остаются высокие ставки по автокредитам, вызванные жесткой денежно-кредитной политикой Банка России. Это тормозит восстановление рынка: даже если спрос на автомобили сохраняется, условия финансирования делают покупку невозможной для многих.
Цены развернут тренд
Целиков также указывает на эффект «отложенного спроса» — покупатели долго ждали снижения цен и теперь готовы выходить на рынок. Но текущая распродажа складских остатков не продлится: после их исчерпания цены пойдут вверх. В результате, как прогнозирует аналитик, вернётся потребительская модель «покупай сейчас — завтра будет дороже».
Региональные данные подтверждают сезонность
По информации Минпромторга, в Санкт-Петербурге в апреле 2025 года продано 6 575 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей — на 22% больше, чем в марте. Рост к февралю составил 14%. Однако эти цифры отражают скорее сезонные колебания, чем устойчивый рост.
Автопарк стареет, доля иномарок остаётся высокой
С 2005 года российский автопарк удвоился, но одновременно значительно постарел. Доля иномарок за это время увеличилась с 19% до 67%, несмотря на внешнеполитические и экономические ограничения.
Льготное автокредитование может частично оживить рынок
Власти анонсировали возвращение программы льготных автокредитов для семей с детьми, исключённой в 2023 году. Однако масштаб этой меры пока неясен, и её эффект вряд ли сможет компенсировать структурные ограничения рынка.
Доступность автомобилей — далека от докризисного уровня
По оценке «Автостата», оптимальное соотношение цены автомобиля и средней зарплаты в России наблюдалось в 2013 году: тогда на покупку новой машины требовалось около 30 ежемесячных доходов (при средней зарплате 29,8 тыс. рублей и средней цене автомобиля — 907 тыс.). Сегодня эта пропорция значительно ухудшилась, и вернуться к ней в обозримом будущем маловероятно.