Бизнес-идея: Разведение овец
Благодаря импортозамещению и активной поддержке властей, животноводство становится перспективным и прибыльным делом. Предприниматели все чаще рассматривают овцеводство как бизнес для начинающего фермера, поскольку эти животные неприхотливы и обладают высокой скороспелостью. Заработок при разведении овец поступает не только от реализации мяса, но и сыра, молока. Поэтому бизнесмены в регионах все чаще рассматривают такую идею бизнеса.
Согласно проведенным в РФ исследованиям, на протяжении последних 20 лет происходит сокращение фермерских хозяйств, поэтому на фоне формирующегося дефицита ответ на вопрос о том, выгодно ли держать овец, сейчас однозначный. Даже у начинающего фермера в этой сфере минимальная конкуренция, поскольку среди 16 млн голов в РФ только 1 млн принадлежит фермерским хозяйствам, большая часть приходится на аграрные предприятия. Еще 2 года назад в России насчитывалось около 24 млн голов.
Больше всего разведение овец как бизнес распространено на Кавказе и в южных регионах страны, но поскольку эти животные быстро адаптируются к новым условиям, такое предпринимательство становится прибыльным и для жителей средней полосы.
Выбор формата
Есть два формата овцеводства:
- Частное или личное подсобное хозяйство. Разрешается держать до 100 голов, надел земли тоже ограничен — до 2,5 га. Частное хозяйство ведут на своем участке, человек не обязан регистрировать деятельность и платить налоги. Такой бизнес предполагает выращивание овец под собственные нужды, но излишки продукции государство разрешает продавать.
- Крестьянско-фермерское хозяйство. Такая форма бизнеса предполагает аренду земли и выращивание скота в предпринимательских целях. Здесь необходима регистрация, оформление земли в аренду, получение разрешения на деятельность.
Крестьянско-фермерское хозяйство больше подходит для развития бизнеса и в несколько раз повышает рентабельность овцеводства. Также в этом случае человек может участвовать в грантах и госпрограммах, которые сейчас разрабатывают власти.
Частное хозяйство официально не является бизнесом, поэтому программы субсидирования на него не распространяются. Однако начинающему фермеру без серьезных инвестиций лучше начать с такого направления. После выбора формата рассматриваются направления овцеводства: выращивание на мясо, реализация овец и ягнят в живом весе, разведение для продажи шерсти и молочной продукции. Оптовая цена баранины составляет 140 руб./кг, поэтому со взрослой особи весом в 90 кг (усредненный показатель) предприниматель получает 12,6 тыс. руб.
Ягнята и овцы в живом весе стоят не так дорого, обычно за них платят от 3 тыс. руб., но их рано продают, а значит бизнесмен меньше тратит на их содержание. Реализацию молока, сыра и шерсти животных используют только в качестве дополнительного заработка. В первые несколько месяцев овцеводства на выстраивание процессов по реализации этой продукции лучше не отвлекаться.
Плюсы разведения овец
Почему люди выбирают выращивание овец как бизнес:
- барашки редко болеют, не нуждаются в особых условиях содержания;
- летом их держат на выпасе, а на зиму подготавливают сено или солому;
- легко переносят морозы, для выживания молодняка достаточно оборудовать им помещение, где зимой температура не опускается ниже 10 °C;
- живут до 25 лет;
- половое созревание наступает в возрасте 6 месяцев, овцы приносят потомство 2 раза в год, в приплоде бывает до 4 ягнят;
- продуктивный период у самок растягивается на 8-10 лет;
- на рынке формируется дефицит мяса баранины, поэтому сейчас на нее высокий спрос.
При рассмотрении выращивания овец как бизнеса еще одним преимуществом этого процесса является простая технология: человек покупает 4-месячных ягнят, откармливает их, занимается разведением, а затем продает в виде разделанного мяса или живого товара.
Развитие племенного овцеводства
В России существует около 200 хозяйств, которые занимаются племенным овцеводством. Такой бизнес быстрее принесет прибыль, но потребует крупных вложений уже на старте: для племенного разведения требуется не менее 1000 овец и 30 баранов.
Для разведения животных лучше закупать молодняк на разных фермах, так удастся свести к минимуму скрещивание близкородственных особей. Под племенное овцеводство подходят следующие породы:
Название | Описание |
Романовская | В России их разводят чаще всего. Особи отличаются плодовитостью, большинство овец рождает по 3-4 ягненка за раз. Взрослые особи вырастают до 100 кг. Эта порода часто встречается в России, особенно на Дальнем Востоке. |
Эдильбаевская | Разведением этих овец в основном занимаются в Казахстане, Азии и южных регионах, где зимой сохраняется довольно мягкий климат. Баранина отличается по вкусу и высоко ценится, взрослые особи вырастают до 100 кг. |
Куйбышевская | Содержат минимум внутреннего жира, благодаря чему мясо остается сочным после приготовления. Держать эту породу для овцеводства выгодно, поскольку взрослые особи иногда достигают 180 кг. |
Гиссарская | Быстро набирает массу, барашки весят до 190 кг, а овцы достигают в половозрелом возрасте 150 кг. Такую породу обычно разводят в горных районах, но она быстро приспосабливается к любой местности. |
Тексель | Эти животные выносливы, они подходят, если овцеводство как бизнес в основном направлено на продажу живого скота. Мясо у них вкусное, но в сравнении с остальными они медленно набирают вес. |
Самая популярная в России — романовская порода, она больше подходит для племенного овцеводства. Начинающему фермеру можно рассмотреть представителей любого вида мясного направления: катумскую, горьковскую, суффолк.
Маркетинг
Бизнесмену необходимо проанализировать рынок и изучить конкурентов, чтобы установить привлекательную цену. Если бизнес предполагает не просто разведение овец на мясо, но еще и продажу молодняка, шерсти, молока, то анализу подлежит каждое из этих направлений. При формировании ценообразования учитывают несколько факторов:
- себестоимость товара;
- предложение и спрос на рынке;
- возможные издержки на производстве.
Рентабельность бизнеса зависит от маркетинговой стратегии, поэтому к себестоимости продукта не рекомендуется добавлять больше 30 %. Для привлечения клиентов бизнесмены дают рекламу в СМИ, газеты, на ТВ, поскольку эта область не является высокотехнологичной. Также можно устраивать дегустации и участвовать в выставках, посвященных овцеводству.
Заготовка и сбыт товара
Замкнутый производственный цикл
О каналах сбыта стоит подумать еще до покупки скота. Для реализации мясной продукции подходят магазины, общепит или посредники. Последние предлагают низкую цену, поэтому получить хорошую прибыль с ними не получится, но зато удастся быстро реализовать товар.
Покупатель и продавец обязаны заключить договор, где указаны все условия сотрудничества, включая цены и сроки поставки товара.
Выращенных животных можно продавать в живом весе или уже разделанном виде. Первый вариант больше подходит новичкам, поскольку не придется нанимать мясника. Разделанное мясо стоит дороже, но для этого необходимо организовывать бойню.