Владелица «Коломенской пастилы» открывает новый интерактивный музей
Потратив 10 лет и 70 миллионов рублей на реставрацию исторического памятника в центре Коломны, Наталья Никитина, владелица музея «Коломенская пастила», запускает новый интерактивный музей, предлагающий погружение на 30 часов в жизнь 1890 года.
Мода на идеальную Россию прошлого сильна как никогда. Во время празднования 1000-летия Суздаля город наполнился женщинами в кокошниках и мужчинами в косоворотках. Гостевые дома Вадима Дымова предлагали проживание по цене 140 тысяч рублей за ночь, а консьерж-служба обеспечивала беспрепятственный доступ ко всем святыням Владимиро-Суздальской епархии. В подмосковной Коломне открылся Дом Сурановых, где за 350 тысяч рублей можно прожить 30 часов жизнью купцов третьей гильдии, как это было в 1890 году. Анатолий Секерин, владелец отелей в заповедниках «Пушкинские горы» и «Полотняный завод», отмечает, что за последние годы сформировалась особая страта петербуржцев и москвичей среднего класса, увлеченных изучением усадебного быта «золотого века» России.
Наталья Никитина, создательница и владелица проекта в коломенском Доме Сурановых, считает, что погружение в XIX век — это аттракцион, способный удивить даже тех, кто уже все попробовал.
- 260 свежих яблок в подарок
- Купеческая жизнь в Коломне
- Яблоки — символ Коломны
- Возрождение исторической Коломны
- Расширение и новые проекты
- Будущее музеев Коломны
- Путешествие в прошлое: в гости к Сурановым в 1890 год
- История семьи Сурановых
- Воссоздание дома и семейных традиций
- Погружение в жизнь XIX века
- Родовое гнездо как символ семьи
260 свежих яблок в подарок
Яблоки с тонкой красной кожицей и упругой белой мякотью играют символическую роль в музее. В столовой с большими деревянными столами, на которых стоят массивные серебряные ножи с длинными тенями от свечей, четыре женщины в домашних платьях закатывают рукава и быстро режут яблоки дольками-«лепестками». Эти дольки аккуратно укладываются в глиняную миску, заливаются патокой и медом, посыпаются зернами красного перца и перекладываются палочками корицы. На утро слуга Кузьма растопит буржуйку, налитую в медный таз, и начнет варить варенье из яблок с медом и патокой. Пока одна помешивает, другие снимают пенки деревянной лопаточкой и подписывают чернилами: «Коломна, у Николы-на-Посадях». Варенье разливают по банкам, закрывают бумажными крышками и заматывают нитками.
Это интересно — Суши в горах: как российский электромеханик привез японскую кухню в Армению
Купеческая жизнь в Коломне
Купеческая жизнь в Коломне требует постоянной активности и многозадачности. Анфиладная система комнат на втором этаже дома Сурановых обеспечивает постоянное обозрение хозяйского пространства, словно драгоценности в витрине. Необходимо постоянно принимать гостей — соседских купчих, вести беседы с доктором и свахой, вышивать, играть на фортепиано и молиться. Хозяйственные обязанности включают соление огурцов и квашение капусты, а также сушку яблок, варку варенья и изготовление пастилы.
Яблоки — символ Коломны
Яблоки являются символом Коломны и многовековой основой ее процветания. В начале 1780 года комиссия Вяземского отметила, что жители Коломны имеют обширные сады с плодовыми деревьями, от которых получают значительную часть пропитания. Историк Алексей Мазуров обнаружил в Российском государственном архиве древние акты, свидетельствующие о том, что в конце XVII века архиепископ Никита, прибывший в Коломну, был обвинен в краже дорогих облачений, подаренных ему царевной Татьяной Михайловной. В результате примирения, судя по документам, произошло в марте 1690 года, и архиепископ послал 260 свежих яблок и бочонок патоки в качестве примирительных даров.
Возрождение исторической Коломны
Яблочная пастила стала толчком к возрождению исторической Коломны. В 2008 году финансист Елена Дмитриева и культуролог Наталья Никитина восстановили исторический рецепт пастилы, основанный на литературных свидетельствах Ивана Лажечникова и Бориса Пильняка. В 2009 году в историческом центре Коломны открылся Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила», где проводятся театрализованные чаепития-дегустации. Создание музея было профинансировано грантом Благотворительного фонда Владимира Потанина и беспроцентным кредитом от фонда Вагита Алекперова «Наше будущее». Признание пастилы пришло, когда москвичи начали заказывать её в качестве сувенира, и музей стабильно принимает 60–70 тысяч посетителей в год на площади 70 кв. м. Экскурсоводы рассказывают, что участники чаепитий часто интересуются деталями: посудой, чашками, занавесками, и желают унести с собой не только пастилу, но и атмосферу уюта.
Расширение и новые проекты
«Коломна — очень притягательный город», — говорит Наталья Никитина. Многие, посетив город впервые как туристы, влюбились в него настолько, что купили дома и теперь живут по графику «три на четыре», проводя четыре дня в Москве и три в Коломне. Успех пастилы подтолкнул другие проекты социальных предпринимательниц. Появилась музейная фабрика пастилы в бывшей фабрике купца Чуприкова, музейный театр, Музей калача и калачная рядом с ним, а также Музей монет.
Каждый проект основывается на комплексных исторических исследованиях и тщательной адаптации наследия к современности. При поддержке фонда Потанина предпринимательницы провели междисциплинарное исследование исторической территории города, привлекая археологов, ландшафтных дизайнеров, историков моды и городского костюма, архитекторов и историков русской кухни. Это позволило понять, как работать с наследием, какие традиции и промыслы возобновлять, и разработать долгосрочную программу развития исторической Коломны.
Например, выяснилось, что в XIX веке в Коломне существовало шелкотканое производство на фабрике Бабаевых, где ткали особенный коломенский шелк — канаватную фату. Из нее создавали шали — украшение крестьянок и горожанок Коломны. Благодаря поискам на мировых аукционах и в коллекциях, музей «Шелковая фабрика» смог выкупить шаль из канаватной фаты, золотые платки, косынки, штофные сарафаны и поневу.
Это интересно — «В итоге понесли убыток в 17 миллионов рублей»: причины закрытия детской школы искусств
В 2015 году Елена Дмитриева и Наталья Никитина разделили бизнес по суду. Наталья Никитина возглавила Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад», где сегодня работает около 300 жителей города и окрестных деревень. Елена Дмитриева зарегистрировала свой бизнес под названием «Музейная фабрика».
Будущее музеев Коломны
«Сегодня у нас шесть музеев», — рассказывает Наталья Никитина, генеральный директор центра познавательного туризма «Коломенский посад». — Открыты арт-резиденции для художников, литературное кафе «Лажечников», информационный Музей-навигатор, кофейня. В планах — еще семь музеев. В 2010 году проект «Новая жизнь старого города» выиграл грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина, что позволило пройти стажировки в музеях Великобритании. Наталья Никитина считает, что чужой опыт помогает видеть новые возможности и внедрять полезные идеи в свои проекты.
Так, музейная фабрика пастилы была создана по примеру Викторианского городского музея в ущелье Айрон-Бридж. Среди музейных форматов, подсмотренных в Великобритании, был и дом Денниса Сиверса в Лондоне. «В этот дом всегда стоит очередь, зимой под дождем, летом в жару, — рассказывает Наталья Никитина. — На входе предупреждают: не задавать вопросов, не фотографировать, не разговаривать. Можно лишь тенью пройти по комнатам двух этажей и выйти». В доме царит полумрак, слышно шипение газа в рожках, горят дрова в камине, на полу разбиты чашки и разбросаны записки. На кухне пахнет горячими тостами, дымится чай. На стенах развешаны портреты и одежда, на втором этаже сушится мокрое белье. «Полная иллюзия, что хозяева вышли на минуту и вот-вот войдут», — рассказывает Наталья Никитина.
Десять лет назад возникла идея арендовать ветхое двухэтажное каменное здание 1799 года постройки с обрушившейся крышей, примыкающее к Музею забытого вкуса. Решили его отреставрировать и расширить музей. Дом Сурановых, как его называли, по фамилии купеческой семьи последних владельцев до 1930-х годов, начал обретать новую жизнь. Проведение обмеров, установка дренажей, подготовка документации для консервации и реставрации, составление договора об аренде — каждая из этих процедур словно раскручивала стрелки часов в обратном направлении. Дом Сурановых буквально заговорил, сам стал диктовать свою историю.
Путешествие в прошлое: в гости к Сурановым в 1890 год
«Здравствуйте, заходите. Наших дома нет, Вера Васильевна в лавру на богомолье уехали», — приветствует нас у порога улыбчивая девушка в строгом платье с кружевным воротничком, в накрахмаленном фартуке и с белоснежной наколкой на голове. Это горничная Вера. Она с легкостью перечисляет имена членов семьи, приглашает пройти в гостиную, но сначала предлагает раздеться на втором этаже. Здесь нужно оставить буквально всё: верхнюю одежду, обувь, даже мобильные телефоны, которые надлежит выключить и запереть в чулане.
Преображенные в домашние туфли из белого войлока и длинные платья с широкими рукавами, мы попадаем в гостиную. Половицы скрипят под ногами, в углу перед киотом мерцает лампада, на стене ритмично отбивает время старинный настенный ходик. Из окон гостиной открывается вид на величественные кокошники храма Воскресения Словущего. На стене, над небольшим немецким пианино, висят портреты главы семейства — купца третьей гильдии Василия Ивановича Суранова, владельца свечного и мыловаренного производства, — а также его детей, внуков и правнуков. В этом доме оживает 1890 год.
История семьи Сурановых
«Сурановы — типичная семья коломенских купцов XIX века, но их история уникальна тем, что её удалось проследить на протяжении 300 лет», — рассказывает историк Коломны Евгений Ширяев. Сегодня в доме Сурановых воссоздан исторический интерьер, максимально близкий к подлинному. Здесь стоит семейная мебель, сохранились светильники, иконы, часы, посуда и столовые приборы. Всё было тщательно восстановлено по архивным документам и фотографиям.
Особое значение имела опись имущества, составленная правнуком Василия Ивановича, когда семья покидала дом в первые годы после революции. Этот документ стал основой для реставрации, а недостающие элементы обстановки нашли в антикварных магазинах под руководством искусствоведа Ирины Ефремовой, сотрудницы музея-усадьбы «Останкино». В работе также участвовала Татьяна Гафар, возглавлявшая создание Музея братьев Третьяковых в Третьяковской галерее.
Воссоздание дома и семейных традиций
22 февраля 2024 года потомки Василия Ивановича Суранова отметили его 200-летие. «Мы собрали в доме 17 человек из семьи Сурановых, — делится воспоминаниями предпринимательница Наталья Никитина. — Для них мы приготовили ужин по рецептам из кулинарной книги Натальи Петровны». Гости были поражены: многие из них даже не подозревали о своих корнях и не знали родословную. Один из кулинарных сюрпризов — заварные блины — вызвал особый восторг. Одна из гостей удивилась: «Я готовлю точно так же!» — такие совпадения казались невероятными.
Связь с семьёй Сурановых появилась благодаря книге отзывов в Музее забытого вкуса. Потомки семьи оставили там запись, которая привела к дальнейшему сотрудничеству. Наследников разыскали и договорились о покупке архива, мебели и других ценных предметов. В итоге музей получил более 100 документов, самая ранняя запись датирована 1828 годом.
Погружение в жизнь XIX века
Изначально планировалась классическая экскурсия, но обстановка дома буквально оживляла прошлое. Здесь можно увидеть горки подушек с кружевными наволочками, старинные сундуки, наполненные вышивками, и множество мелочей, которые переносят в быт XIX века. В итоге появился уникальный формат: тридцатичасовое погружение в купеческую жизнь.
На реализацию проекта потребовалось почти 10 лет. Общая стоимость составила более 70 миллионов рублей, из которых 25 миллионов — инвестиции из бизнеса «Коломенский посад», а остальное — гранты Президентского фонда культурных инициатив. В проекте участвовали лучшие специалисты: историки повседневности, костюма и русской кухни, дизайнеры и реставраторы. Например, печь на кухне была оборудована по всем правилам XIX века, чтобы можно было готовить на дровах.
Это интересно — Секреты эффективного ценообразования на Wildberries: как разумно устанавливать цены
Сценарий погружения разработала режиссер Дарья Казеева. Все роли исполняют сотрудники «Коломенского посада» — от горничной Веры до купчихи, свахи и семейного доктора. Дом готов принять четырёх гостей, которых обслуживает команда из восьми человек.
Родовое гнездо как символ семьи
Наталья Никитина уверена, что восстановленный дом — это не просто музей, а место, где каждый может задуматься о своих корнях, семейной истории и наследии. «Это уютное родовое гнездо, куда хочется возвращаться, даже спустя сотню лет», — говорит она. Дом Сурановых — это мост между прошлым и настоящим, напоминание о важности семейных ценностей и истории.