Парфюмерный бизнес, как в „Гарри Поттере“: как я вышла на доход 200 000 ₽ в месяц

Парфюмерный бизнес Предпринимательство и стартапы
или

С детства я боялась офисной рутины и жизни в ожидании пятницы. У моей мамы был именно такой график, и я не хотела повторять её путь. Но долгое время не понимала, чем хочу заниматься.

В 2021 году совершенно неожиданно для себя поступила в Грасский институт парфюмерии. Хобби быстро переросло в полноценный бизнес. Сейчас под брендом Storysmell я создаю авторские ароматы для разных клиентов — от кофеен до косметических компаний. А ещё в качестве сайд-проекта провожу парфюмерные воркшопы в Москве. Расскажу, как всё это устроено.

Как я попала в парфюмерию

После школы поступила в Сибирский университет потребительской кооперации. Хотела учиться на факультете сервиса и туризма, но не хватило всего одного балла, поэтому оказалась на юридическом. При первой же возможности перевелась на маркетинг, а затем — на факультет рекламы и PR. Правда, диплом так и не получила.

Летом после третьего курса друг предложил мне поработать администратором в тату-студии. В итоге я задержалась там надолго. Со временем увлеклась перманентным макияжем, прошла обучение и 12 лет работала мастером татуажа. Потом начала преподавать, открыла свою студию в Новосибирске и даже организовывала профессиональные конференции для мастеров.

В 2017 году мне предложили преподавать в Москве. Сначала я моталась туда-сюда, а потом окончательно переехала.

С мужем у нас есть общая страсть — мы постоянно ищем новые увлечения. Кажется, перепробовали всё: от тенниса до керамических мастер-классов.

Однажды решили устроить необычное свидание и пошли на парфюмерный воркшоп. К тому моменту я уже увлеклась изготовлением свечей, но мне не нравились готовые ароматические отдушки, которые продавались в магазинах. На мастер-классе я спросила у преподавателя, где можно найти более интересные ингредиенты, а заодно расспросила её, как она пришла в профессию.

После этого занятия я объявила мужу, что хочу попробовать себя в новой сфере

После этого занятия я заявила мужу: «Я хочу попробовать себя в новой сфере!» И в тот же вечер подала заявку в московский филиал Грасского института парфюмерии.

Как хобби стало чем-то большим

Я начала обучение в мае 2021 года. При этом парфюмерией особо не интересовалась — меня привлекали только ароматические свечи. Тогда я была уверена, что делаю это исключительно для души: у меня была стабильная, хорошо оплачиваемая работа, и я не планировала ничего менять. Но учеба затянула.

Обучение проходило по модулям, каждый стоил 1200–1300 €. Сначала неделю шли интенсивные занятия, а затем на 1,5–2 месяца выдавали объемные домашние задания — сделать их за один вечер было невозможно. После каждого модуля студенты получали сертификаты.

Аренда студии и запуск воркшопов

Я окончила обучение в ноябре 2021 года и очень хотела применить новые знания. Но как?

Ответ пришел случайно. В Instagram* я подробно рассказывала о процессе учебы, и одна из подписчиц внезапно предложила сделать отдушки для свечей. Я согласилась и разработала четыре аромата, запросив за работу скромные 20 000 ₽ — свой первый гонорар.

Тогда я работала дома. У меня был небольшой уголок с парфюмерным органом — так называют стол с полками, на которых хранится сырье. Но быстро стало ясно: так работать нельзя, запахи заполняли всю квартиру.

Я начала искать небольшой офис в пределах 20 000–30 000 ₽. Параллельно муж мониторил варианты и случайно узнал, что на «Бауманской» скоро откроется креативное пространство «Суперметалл»

Рабочее место парфюмера

Как я нашла идеальное рабочее пространство

Мы отправились посмотреть локацию — и я влюбилась в нее с первого взгляда. Просторное помещение, бетонные стены, много зелени, стильная мебель и стеклянные перегородки — атмосфера вдохновляла. Единственный минус — аренда 82 000 ₽ в месяц, что намного превышало мой бюджет.

Это интересно — «Без денег, но с радостью»: как «Золотое яблоко» привлекает толпы покупателей!

Муж предложил компромисс: он будет оплачивать аренду, но взамен сможет иногда работать в студии. Это решило финансовый вопрос, но у меня появилась новая идея — использовать пространство для воркшопов. Такой интерьер нельзя было просто скрывать от людей, а мастер-классы помогли бы компенсировать затраты.

В середине декабря 2021 года мы подписали договор и начали обустраивать студию. Постепенно закупили мебель, обустроили рабочие зоны. А уже в январе 2022 года я провела первый воркшоп. По иронии судьбы, в тот же вечер оказалось, что муж подхватил ковид…

Мы на три недели ушли на карантин
Мы на три недели ушли на карантин
Все запланированные мастер-классы пришлось отменить

Как мастер-классы спасли бизнес

После переезда все шло по плану, но внезапно пришлось отменить все запланированные воркшопы — у мужа подтвердился ковид. Мы ушли на карантин, а когда в феврале 2022 года вернулись в студию, пространство изменилось.

Когда мы только заезжали, о «Суперметалле» никто не знал — людей почти не было. Но пока мы сидели дома, проект взорвался в соцсетях: публикации о нем разлетелись, и теперь там были толпы людей. Это стало для нас неожиданностью.

Проблема в том, что таргетированную рекламу мы запустить не успели, а в феврале Роскомнадзор заблокировал Instagram в России. Тогда я сделала ставку на работу с блогерами — писала им лично и приглашала на воркшопы по бартеру. Это сработало — людей становилось все больше.

Как появилось название Storysmell

Историю с названием вспоминаю с улыбкой. Мы с мужем стояли в пробке на трассе Ярославль—Москва и перебирали идеи. В какой-то момент кто-то из нас предложил соединить слова «история» и «запах». Так появился Storysmell.

Этот подход полностью отражал концепцию бренда. В парфюмерной школе нас учили, что аромат должен дополнять визуальный образ. Мы смотрели фильмы, картины — и создавали запахи, которые передавали их атмосферу. Теперь каждый мой парфюм тоже рассказывает историю.

Сначала я переживала, что могут возникнуть сложности с регистрацией товарного знака — название напоминало стриминговый сервис Storytel. Но все прошло гладко.

Расходы на запуск студии (2021—2022 годы)

Открытие студии потребовало 1 155 100 ₽. Основные траты:

  • Аренда — 270 000 ₽
  • Мебель — 200 000 ₽
  • Озеленение — 170 000 ₽
  • Виниловый проигрыватель — 150 000 ₽
  • Парфюмерное сырье — 150 000 ₽
  • Оборудование — 50 000 ₽
  • Патентный поверенный — 50 000 ₽
  • Регистрация товарного знака — 30 100 ₽
  • Расходные материалы — 25 000 ₽
  • Флаконы, посуда, полиграфия — по 20 000 ₽

Как проходят воркшопы

Мы придерживаемся концептуального подхода: каждый парфюм должен передавать историю.

Перед мастер-классом участники заполняют анкету и придумывают образ для будущего аромата. Это может быть:

  • Герой книги
  • Сюжет любимого фильма
  • Воспоминание о путешествии
  • Важное событие в жизни

Парфюмер анализирует анкеты и заранее подбирает подходящие ноты. На занятии участники выбирают 10—15 ингредиентов, но не только по запаху, а по эмоциям и ассоциациям.

Далее участники под руководством парфюмера создают формулу — она похожа на кулинарный рецепт. Затем смешивают аромат, корректируют пропорции, если нужно усилить определенные ноты.

Финальный этап — готовый парфюм в флаконе 10 мл, с названием и персональной упаковкой.

Форматы воркшопов:

  • Групповой (4–6 человек) — 9 000 ₽
  • Индивидуальный30 000 ₽
  • Свидание на двоих40 000 ₽

Длительность — около 4 часов.

Сотрудничество с брендами

Параллельно с воркшопами я начала разрабатывать ароматы на заказ.

  • Первым клиентом стал сам «Суперметалл» — я создала фирменный аромат для пространства. Его можно распылять через вентиляцию или дарить гостям. Работа заняла год: сам парфюм был готов за 3 месяца, но мы долго искали идеальную упаковку. В итоге сделали стильный металлический цилиндр, внутри — флакон.
  • Затем я создала аромат для выставки художницы из соседнего офиса.
  • А для жилого комплекса «Берег Яузы» разработала диффузоры для лобби и лифтовых зон.

Почему мы переехали

Летом 2022 года стало ясно, что вентиляция в «Суперметалле» не справляется — в студии было слишком душно. Мы решили переехать в мансарду в соседнем здании и продолжили работу там.

Сейчас продолжаем проводить воркшопы, но уже в третьем пространстве — бюро «Мох»

Где мы проводим воркшопы сейчас

Сейчас наши мастер-классы проходят в третьем пространстве — мы переехали в бюро «Мох». Это место вдохновляет и идеально подходит для работы с ароматами.

Как создаются парфюмерные компоненты

Все ингредиенты для парфюмерии делятся на натуральные и синтетические. Натуральные добывают из растений, превращая их в эфирные масла, смолы и абсолюты.

Эфирные масла

Их получают методом дистилляции. Например, кожуру цитрусовых — лимонов, апельсинов — опускают в кипящую воду. Летучие молекулы поднимаются с паром, проходят через трубку, где охлаждаются и разделяются: вода уходит отдельно, а масло собирают.

Смолы

Процесс добычи смол напоминает сбор березового сока. Когда растение повреждается, оно выделяет смолистые вещества — так получают ладан, мирру, бензоин, лабданум.

Абсолют

Абсолют — это концентрированное ароматическое вещество, которое извлекают двумя способами:

  1. Анфлераж — классическая методика, похожая на сцену из фильма «Парфюмер». Лепестки выкладывают на жировую основу, а когда они увядают, заменяют новыми. Жир впитывает аромат, а затем его смешивают со спиртом.
  2. Экстракция растворителем — растительное сырье обрабатывают специальным составом, после чего получают конкрет или ароматическую помаду. Затем конкрет растворяют в спирте, который забирает аромат, а после испарения спирта остается чистый абсолют.

Каждый метод позволяет сохранить максимальную глубину и сложность аромата, что делает натуральные компоненты такими ценными в парфюмерии.

Но эти методы работают не всегда

Но эти методы работают не всегда

Например, из фруктов нельзя добыть эфирное масло — в них много воды и сахаров, но мало ароматических веществ

Например, из фруктов нельзя добыть эфирное масло — в них много воды и сахаров, но мало ароматических веществ

Парфюмеры воссоздают фруктовые ноты, комбинируя синтетические и натуральные компоненты

Как создаются синтетические ноты в парфюмерии

Современная парфюмерия сочетает натуральные и синтетические компоненты, чтобы воссоздать сложные ароматы, например, фруктовые или древесные.

Синтетика в парфюмерии: случайные открытия и целенаправленный поиск

Синтетические ингредиенты создают в лабораториях двумя способами:

  1. Копирование молекулы из природного сырья – если в эфирном масле найдена ключевая молекула, отвечающая за аромат, её можно выделить и воссоздать.
  2. Полный синтез с нуля – если известна структура молекулы с нужным запахом, её создают искусственно.

Иногда новые ароматы находят случайно. Например, фармацевтические компании могут разрабатывать лекарства, а в процессе выявлять молекулы с необычными запахами. Такие соединения передают в парфюмерные лаборатории, где их тестируют на стабильность, аллергенность, токсичность и экологичность. Если соединение перспективное, его запускают в производство.

Так, в 1960-х компания Pfizer случайно синтезировала молекулу, пахнущую свежестью морского бриза, которая впоследствии вошла в состав многих парфюмов.

Как синтетика формирует сложные ароматы

Искусственные компоненты могут имитировать запахи фруктов, цветов, древесины. По отдельности они могут пахнуть просто и монотонно, но в сочетаниях дают неожиданные и многогранные ароматы.

Почему один и тот же аромат вызывает разные ассоциации

Запахи всегда вызывают личные воспоминания, поэтому восприятие одного и того же аромата у разных людей может сильно отличаться.

Например, лист черной смородины в России ассоциируется с летним чаем у бабушки на даче. А вот для американцев его запах напоминает… кошачий лоток. Всё дело в специфических нотаx, которые каждый воспринимает по-своему.

При этом в парфюмерии есть общепринятые дескрипторы – стандартизированные характеристики запахов, которыми руководствуются при создании композиций.

Например, роза может иметь разные оттенки аромата, но в её базе почти всегда присутствуют медовые и фруктовые ноты, напоминающие личи.

Как парфюмеры работают с ароматами

Парфюмеры не просто собирают ингредиенты – они создают целостные композиции, которые относятся к определённым семействам ароматов.

  • Восточные ароматы (Oriental) – строятся вокруг амбрового аккорда, состоящего из смол, мускусов и ванилина. Они создают тёплый, сладкий и обволакивающий шлейф.
  • Фужерные ароматы (Fougère) – названы в честь французского слова «fougère» (папоротник). Это классические мужские композиции с нотами лаванды, древесины и свежей зелени, которые часто встречаются в мужских дезодорантах и лосьонах после бритья.

Таким образом, парфюмеры работают не только с запахами, но и с эмоциями, воспоминаниями и ассоциациями, создавая уникальные и узнаваемые ароматы.

Иногда человеку кажется, что аромат ему не подходит. Например, потому что он ощущает его постоянно. На самом деле нервная система должна адаптироваться

Иногда человеку кажется, что аромат ему не подходит. Например, потому что он ощущает его постоянно. На самом деле нервная система должна адаптироваться

Как со звуками: если жить рядом с аэропортом, сначала гул двигателей раздражает, но со временем перестаешь его замечать

Как со звуками: если жить рядом с аэропортом, сначала гул двигателей раздражает, но со временем перестаешь его замечать

С парфюмом то же самое — нужно просто дать себе время привыкнуть

Как изменилась логистика и стоимость парфюмерного сырья

Привыкнуть к парфюму — как и к новым реалиям

Ароматы требуют времени, чтобы раскрыться — так же, как и изменения в индустрии требуют адаптации. Последние годы принесли серьезные вызовы для парфюмеров, особенно в вопросах закупки и доставки сырья.

Рост цен на сырье: что изменилось

Основную часть ингредиентов я заказываю во Франции. Здесь традиционно сосредоточены ведущие производственные мощности, но сами французы привозят сырье со всего мира:

  • Сандал — из Индии и Австралии,
  • Иланг-иланг — с Мадагаскара,
  • Ваниль — из тропических регионов.

Все это проходит обработку уже во Франции, после чего отправляется к парфюмерам.

После 2022 года доставка в Россию стала сложнее. Появились частные сервисы, которые занимаются логистикой из Европы, но это дорого. Например, перевозка 10 кг сырья обходится в 500 € (≈ 46 500 ₽).

Есть вариант покупать сырье у российских посредников, которые заказывают его крупными партиями во Франции, а затем перепродают в небольших объемах в Москве и Петербурге. Это удобно, но выходит еще дороже.

Доставка из США оказалась невыгодной

Год назад я пробовала заказывать ингредиенты из Америки, но стоимость доставки оказалась слишком высокой: 256 $ (≈ 22 750 ₽) за перевозку опасных материалов.

Это интересно — Создай игру-миллионник за 28 дней и зарабатывай по 500 000 ₽ в месяц — инсайты от команды “Кураж Продаж”

Синтетические компоненты и раньше нельзя было закупать напрямую у завода, с которым я сотрудничаю. Почему? Неизвестно. Скорее всего, производитель просто не хочет усложнять логистику. Французские компании часто не отличаются гибкостью, поэтому проще отправлять синтетику через европейских посредников.

Форматы и стоимость сырья

Парфюмерное сырье бывает жидким и твердым.

  • Синтетика может выглядеть как жидкость разной плотности или пудра.
  • Натуральные масла различаются по цене в зависимости от сложности их добычи.

Раньше я закупала на 30 000 ₽ в месяц, теперь трачу около 1500 € (≈ 140 000 ₽) за один заказ, но реже — раз в три месяца вместо ежемесячных поставок.

Примеры цен на парфюмерные компоненты:

  • Эфирное масло лимона — 60 € (≈ 5 600 ₽) за 1 кг.
  • Удовое масло — до 10 000 $ (≈ 890 000 ₽) за 3 грамма.

Почему удовое масло такое дорогое

Уд — одно из самых ценных масел в парфюмерии. Его получают из агарового дерева, зараженного определенной бактерией. В ответ на заражение дерево выделяет смолу с глубоким, насыщенным ароматом.

  • Редкие виды уда продаются даже на аукционах.

Самое дорогое сырье, которое я покупала, — масло ириса.

  • Его стоимость 200–300 € (≈ 18 600–28 000 ₽) за 10 граммов.
  • Высадка и обработка занимают 6–8 лет, что делает его эксклюзивным ингредиентом.

Синтетика тоже может быть дорогой

Дорого стоит не только натуральное сырье, но и синтетические молекулы. Все зависит от сложности производства.

Например:

  • Синтетическая молекула, выделенная из масла ириса, стоит дорого.
  • А некоторые простые химические соединения, имитирующие определенные запахи, обходятся буквально в копейки.

Таким образом, стоимость парфюмерного сырья зависит не только от происхождения, но и от технологий, необходимых для его создания.

Парфюмерное сырье

Как создается аромат: от идеи до готовой формулы

Кому я создаю парфюмерные композиции

Я не занимаюсь разработкой индивидуальных ароматов для частных клиентов — это слишком затратно в производстве. Обычно ко мне обращаются бренды, которым нужен:

  • Аромат для косметической линейки,
  • Фирменный парфюм для компании,
  • Парфюмированные корпоративные подарки.

Каждый заказ начинается с брифа — анкеты, где заказчик описывает концепцию аромата и его историю. Чем подробнее он отвечает, тем лучше. Например, один клиент хотел, чтобы его парфюм передавал запах букета цветов, слегка подсохшего в вазе.

Как подбираются ингредиенты

Опираясь на бриф, я подбираю ноты и ингредиенты. Благодаря опыту я знаю, как воссоздать розу, лаванду, хвою и другие характерные оттенки. Затем создаю несколько формул и отправляю заказчику 4–6 образцов.

Клиент выбирает лучший вариант или просит внести коррективы. Так шаг за шагом создается уникальный парфюм, который отражает задуманную концепцию и соответствует ожиданиям бренда.

Процесс похож на урок зельеварения в «Гарри Поттере»: добавляю в колбу капли ингредиентов, взвешиваю на чувствительных весах

Процесс похож на урок зельеварения в «Гарри Поттере»: добавляю в колбу капли ингредиентов, взвешиваю на чувствительных весах

Это и магия, и кропотливая работа

Создание аромата: сочетание магии и кропотливой работы

Разработка ароматов — это не только творчество, но и детальная работа с химическими формулами. Особенно если речь идет о создании свечей, диффузоров, кремов или мыла с единым ароматом. Для каждого продукта требуется своя формула, поскольку база (воск, масло, мыльная основа) может менять запах.

Чтобы протестировать аромат в конкретном продукте, я использую нейтральные образцы — без запаха. Если результат устраивает, заказываю концентрат на французском заводе. По сути, это и есть отдушка, которая будет использоваться в финальном продукте.

Как работает производство

Во Франции создают тестовые образцы концентрата по 10 граммов. Они могут немного отличаться от моих: например, я использую бергамот прошлого года, а на заводе — свежий. В нишевой парфюмерии небольшие различия между партиями — это норма.

Затем образцы тестируют, чтобы понять, как они ведут себя в конечном продукте. Если разница слишком заметна, приходится корректировать формулу или менять завод. Производство концентрата занимает от 10 дней до полутора месяцев — в зависимости от загрузки производства.

Когда концентрат готов, его дополнительно проверяют уже на российском заводе. Тестируют стабильность аромата, изменение цвета, стойкость композиции. Этот процесс может занять от 1,5–2 месяцев до года.

Например, если крем должен храниться 3 года, его «состаривают» в термошкафе, где месяц = году. Если за это время аромат исчезает, формулу переделывают, а тестирование начинается заново.

Если продукт успешно проходит тесты, заказываем крупную партию концентрата во Франции. Минимальный объем — 2 кг.

Сколько концентрата уходит на производство

Затраты на концентрат зависят от типа продукта. Например:

  • Свеча 200 г содержит 10–12% отдушки, то есть 20 г концентрата.
  • Лосьон для тела — всего 1–1,5%, или 2 г.

Поэтому парфюмированные свечи дороже уходовой косметики: на 100 свечей уходит 2 кг концентрата.

Самая крупная партия, которую я заказывала, — 12 кг концентрата для одного продукта.

Экономика проекта

Процесс создания аромата — это долгий и дорогостоящий путь. Минимальный срок от разработки до выпуска — полгода, но в сложных случаях это может занять больше года.

Как распределяются расходы:

  1. Разработка формулы200 000 ₽ (иногда больше).
    • Если заказчик меняет бриф в процессе, прибавляется наценка:
      • На этапе тестов — +30%
      • На финальном этапе — +100% (из-за полной переработки формулы).
  2. Производство концентрата во Франции — стоимость зависит от объема.
  3. Выпуск конечного продукта в России.

Французские заводы прибавляют наценку 2,5–3,5 к себестоимости сырья. Чем больше объем, тем ниже коэффициент.

Оплатить концентрат можно напрямую (если у заказчика есть счет в иностранном банке) или через посредников в Европе.

Развитие бизнеса и масштабирование

Сейчас мой бизнес сфокусирован на частных заказах. Многие интересуются воркшопами, но пока мы работаем только в Москве.

Открывать собственные студии я не планирую — это требует постоянного контроля. Возможно, в будущем рассмотрю формат франшизы.

Крупный заказ для Kebroc

Сейчас я разрабатываю полноценную ароматическую линейку для московского бренда Kebroc. В нее входят:

  • Свечи,
  • Диффузоры,
  • Кремы и лосьоны,
  • Гель для душа и мыло для рук.

У бренда пять парфюмерных направлений, каждое со своей концепцией — аромат дождя в хвойном лесу, прохладной пещеры в жаркий день и другие.

В будущем планируем выпустить парфюм Kebroc. Первая формула уже утверждена, но будет целая линейка.

Финансовые показатели за ноябрь 2024 года

Статья расходовСумма
Общие расходы87 460 ₽
Прибыль193 543 ₽
Расходные материалы30 000 ₽
Зарплата парфюмера23 000 ₽
Аренда помещения17 600 ₽
Налоги16 860 ₽

Бизнес растет, появляются новые заказы, а значит, скоро портфель проектов расширится.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами