Отказался от МГУ, чтобы построить бренд с нуля: как молодой дизайнер из Брянска вышел на звёзд
Артем Грибачев начал карьеру в бизнесе в 2013 году, когда еще будучи студентом, начал продавать футболки с авторскими принтами в Москве. Первые заработанные деньги он тратил, в том числе, на покупку дизайнерской одежды — не из желания следовать моде, а из интереса к качеству и конструкции вещей. К 2020 году Грибачев решил перейти от кастомизации к созданию собственного бренда. Так появился F | ABLE — fashion-проект, который к концу 2024 года насчитывал девять физических магазинов в Москве, Казани и Екатеринбурге, имел коллаборации с крупными брендами (VK, МТС, Pims и другими) и достиг годовой выручки в 266 млн рублей, принося владельцу около 67 млн рублей прибыли.
«Мне хотелось создать одежду с актуальным дизайном и высоким качеством, но без ценника люкса», — говорит 31-летний основатель F | ABLE. Предпринимательский путь Грибачева начался в 2013 году, когда он, заметив растущий спрос на тематические принты, вложил 20 000 рублей в закупку базовых футболок, самостоятельно создал графику, организовал печать и запустил рекламу в «ВКонтакте». К 2020 году его первый бизнес генерировал 25–30 млн рублей в год и приносил около 12 млн рублей прибыли.
Интерес к моде пришел не сразу — изначально проект был чисто коммерческим. Но, зарабатывая на принтах, Артем начал покупать одежду от Calvin Klein, Kenzo и других премиальных брендов, обращая внимание на посадку, материалы и детали кроя. Это стало точкой поворота: вдохновившись качеством люксового сегмента, он задумал запуск собственной марки, способной предложить аналогичный продукт, но по доступной цене. В 2021 году в Москве открылся первый магазин F | ABLE. К 2025 году сеть насчитывает девять точек, а целевая годовая выручка — 500 млн рублей.
От Брянска до Москвы: как родился бизнес-подход
Артем родился в Брянске. В старших классах поставил цель переехать в столицу, привлекшись возможностями мегаполиса. В 2011 году он поступил на географический факультет МГУ, выбрав направление больше из-за того, что там уже училась его девушка, чем по личному интересу. На втором курсе он устроился курьером в модный магазин и был поражен тем, что люди готовы платить по 5 000 рублей за простую футболку с принтом. Это стало толчком: увидев востребованность, он решил попробовать свои силы в этой нише.
Опыта в дизайне не было, но был предпринимательский инстинкт — унаследованный от матери, которая с 1990-х годов управляла точками по продаже одежды на рынках Брянска. Первым проектом Грибачева стал бренд Artelio. Он взял у матери 20 000 рублей на запуск — закупил около 30 базовых футболок, сделал собственные дизайны с отсылками к искусству и литературе (портреты Бродского, Есенина, репродукции классической живописи), заказал печать, создал лендинг и запустил рекламу. Первая партия была распродана за месяц, принеся около 40 000 рублей выручки.
Уже в 2014 году у Artelio было 12 000 подписчиков во «ВКонтакте» и аккаунт в Instagram (принадлежит Meta, признана в России экстремистской организацией). В ассортимент добавились худи, свитшоты, позже — верхняя одежда. Грибачев продолжал работать по схеме: закупка готовых изделий и нанесение авторской графики. Средняя прибыль составляла 100 000–150 000 рублей в месяц. Из-за загруженности он полностью выпал из учебного процесса — в 2015 году его не допустили к защите диплома. Формально он получил академический отпуск, но к обучению не вернулся.
Ставка на собственное производство и масштабирование
В 2016 году Грибачев открыл небольшое производство — арендовал помещение площадью 30 м² в здании на Пречистенской набережной (в аренде у газеты «Правда»), нанял трех мастериц и закупил для них оборудование. Это позволило ему контролировать качество изделий и экспериментировать с конструкцией. К 2020 году Artelio достиг выручки в 25–30 млн рублей в год, но спрос на принты начал снижаться. Эксперты, такие как Елена Ермаковишна (Long Fashion Weekend Ural), отмечали перенасыщенность рынка одежды с визуальным контентом. Бренд утратил новизну и драйв — Артем передал управление проектом матери, а сам сосредоточился на запуске новой марки.
К этому моменту он уже активно интересовался продуктом с позиции потребителя: покупал вещи люксовых брендов, изучал материалы, посадку, отделку. Например, футболка модели 205w39nyc от Calvin Klein казалась ему эталоном — плотная ткань, объемная вышивка, идеальный крой. Но платить за такие вещи десятки тысяч рублей он считал необязательным, если есть возможность создать аналогичный продукт с оптимизированной себестоимостью.
Так появился F | ABLE — бренд, объединяющий эстетику люкса и розничную доступность. В отличие от прежнего подхода, акцент был не на принтах, а на дизайне, ткани и пошиве. В 2021 году открылся первый магазин, а уже через три года бренд стал одним из заметных игроков в нише независимой моды, ориентированной на аудиторию, ищущую баланс между стилем, качеством и разумной ценой.
Куртка как точка роста
Запуск бренда F | ABLE стал для Артема Грибачева шагом в сторону самостоятельного дизайнерского продукта. Название — Fable, отсылающее к одноимённой игре, — он выбрал интуитивно, но вскоре нашёл в этом символичность: в одном из интервью Евгений Чичваркин (признан в России иноагентом) упомянул, что тоже рассматривал Fable как название для ресторана в Лондоне. Грибачев, усмехаясь, называет это хорошим знаком и «доверяет его вкусу».
В запуск проекта предприниматель вложил около 5 млн рублей собственных средств: 2 млн пошли на ремонт помещения в пространстве Flacon, ещё 3 млн — на разработку айдентики, создание сайта и первую коллекцию. В неё вошли футболки, худи, лонгсливы, трикотажные брюки и жилетка с магнитными застёжками. В производстве участвовали около десяти швей из его предыдущего проекта Artelio. К февралю 2021 года магазин был готов, а продвижение началось через таргетированную рекламу в Instagram (30–50 тыс. рублей) и интеграции у блогеров.
С первых дней F | ABLE делал ставку на минимализм и нейтральную палитру: бежевый, графит, хаки, серый. Свободный крой и oversize ориентировались на молодую аудиторию вне гендерных рамок. Такой подход оказался своевременным — после пандемии спрос на комфортную, но эстетичную одежду вырос. Как отмечает Елена Ермаковишна из Long Fashion Weekend Ural, переход к расслабленным силуэтам стал логичным продолжением «карантинной моды».
Тем не менее, конкурировать с устоявшимися игроками в первые месяцы было сложно: проект ежемесячно генерировал убытки в 150–200 тыс. рублей. Перелом произошёл в октябре 2021 года, когда в коллекции появились объёмные пуховики в разных цветах. Стоимость куртки — 17 900 рублей — оказалась чуть выше массового сегмента, но внешний вид и качество приближались к люксу, где аналогичные модели стоили в районе 70 000 рублей. Продукт мгновенно попал в целевую аудиторию 18–25 лет и стал хитом продаж.
По словам Алексея Аксенова, сооснователя LCLS.RU, успех обеспечила интуиция Грибачева — модель «залетела в тренд» благодаря грамотному инфлюенс-маркетингу и виральности. В октябре 2021 года выручка бренда составила около 4 млн рублей, а чистая прибыль — 1,5 млн. Дополнительный импульс дало интерактивное решение: на сайте F | ABLE появился конструктор, позволяющий кастомизировать пуховик — выбрать цвет изделия, размер, оттенок логотипа. Такая персонализация стоила на 10% дороже, но пользовалась спросом.
По итогам 2021 года бренд достиг выручки в 20 млн рублей, при рентабельности около 40%. Зимой команда сосредоточилась на разработке весенне-летней линейки: пиджаки, «варёные» футболки (предварительно обработанные для плотности и выцветшего эффекта), и другие изделия. Среди конкурентов Грибачев называет SHU — однако компания комментариев не предоставила.
С начала 2022 года санкции изменили правила игры: кулирка и другие ткани подорожали на 20–40%, доставка из Турции стала затруднена. Первые поставки пришлось организовывать через Грузию, но позднее прямые логистические цепочки восстановились.
Это интересно — Европейский рынок без потерь: как грамотно масштабировать бизнес за границей
Проблем добавила и блокировка Instagram — канал таргетинга перестал быть доступным. Грибачев переключился на инфлюенсер-маркетинг: бренд отправил пуховики блогерам из DreamTeam House (аудитория 500 000+), но мгновенного эффекта это не дало. По его наблюдениям, молодая аудитория «дозревала» — и продажи с этой активации выросли спустя месяцы. В марте 2022 года F | ABLE попал в подборку Афиша.Daily, а ролики в TikTok с куртками бренда собрали более 2 млн просмотров.
Уход западных брендов сыграл на руку — освободившийся сегмент начали занимать локальные марки. F | ABLE частично перетянул аудиторию таких игроков, как Zara, Weekday и The North Face. В ассортименте появились джинсы, куртки из денима, варёные худи, трикотаж. Осенью снова возрос спрос на пуховики, и по итогам года бренд показал выручку в 71 млн рублей и рентабельность около 35%.
География и стратегия
В том же 2022 году бренд начал географическую экспансию. Первый шаг — флагман в бизнес-центре «Суперметалл» (ремонт — около 1,5 млн рублей). По словам Грибачева, эта точка была скорее имиджевой: аудитория бизнес-центра соответствовала портрету потребителя, хотя по продажам магазин уступал другим локациям. Тогда же был открыт корнер в ТЦ «Авиапарк», а в 2023-м — в «Цветном» и «Европейском». Владельцы площадок забирали около 30% с продаж. Затем бренд вышел за пределы Москвы: открылись два корнера в Казани и один — в Екатеринбурге на аналогичных условиях.
Опора на команду
В 2023 году Артем привлек в проект дизайнера и сооснователя бренда Mardo — Андрея Мордовина. Задача — выстроить дизайн-процессы и масштабировать коллекции. С приходом Мордовина вещи F | ABLE обрели более комплексную стилистику, в коллекциях появились принты и концептуальные линии.
Параллельно стали поступать предложения о коллаборациях. Одним из первых корпоративных заказчиков стала МТС: F | ABLE разработал капсулу — худи и футболки с градиентом в фирменных цветах. Коллекция была предназначена для сотрудников IT-направления. Детали сотрудничества компания не раскрыла.
Переосмысление стритвира: как F | ABLE расширяет рамки локального бренда
После успешных экспериментов с корпоративными линейками бренд F | ABLE закрепил своё присутствие в сегменте кастомизированной уличной моды. Ключевым партнёрством стал московский футбольный клуб «Динамо». Совместная коллекция включила функциональные и визуально выразительные изделия — футболки, брюки, утеплённые жилеты и удлинённые пуховики. Стоимость варьировалась от 5990 до 34 990 рублей, что позволяло охватить как массового потребителя, так и премиальную аудиторию любителей активного образа жизни.
Помимо лимитированных серий, F | ABLE продолжил развивать основную продуктовую линейку. Так в портфеле бренда появилась коллекция Fable of Essence — более сдержанная в палитре и силуэтах. В неё вошли тренчи и другие модели с акцентом на структуру, минимализм и носибельность. По итогам 2023 года F | ABLE достиг выручки в 138 млн рублей, из которых 13,8 млн обеспечили коллаборации. Чистая прибыль составила около 30% от оборота, что подтверждает устойчивость бизнес-модели.
В 2024 году бренд продолжил развивать коммуникации через коллаборации — очередной капсульной коллекцией стала линейка пуховиков, созданная совместно с Pims. Производитель напитков стремился выйти за рамки продуктового восприятия и интегрироваться в лайфстайл-поле. «Мы хотели показать, что Pims — это не про вкус, а про стиль жизни», — отметили в компании. Обе аудитории — молодые, социально активные люди, интересующиеся музыкой, спортом, визуальной культурой и модой — пересекались органично.
Аналогичный запрос поступил от VK: цифровой холдинг заказал капсулу с включением фирменной айдентики. В итоговую линейку вошли пуховик, футболка, сумка, брелок и кардхолдер с логотипом VK. Лицом проекта стал комик Нурлан Сабуров, участник списка Forbes «30 до 30» и один из самых заметных инфлюенсеров российской медиасцены. Грибачев назвал его «визуально точным попаданием» в новую эстетику бренда. Финансовые условия коллаборации не раскрываются.
В том же году Грибачев решил сменить стратегический вектор. Если ранее F | ABLE строил идентичность на европейском минимализме, то теперь команда взяла курс на авангардный подход. «Я понял, что оставаться в одном конструктиве — значит остановиться в развитии», — пояснил предприниматель.
Это интересно — Когда бренд больше не работает: 7 чётких сигналов к ребрендингу
Креативную трансформацию возглавила стилист Юна Вертука, известная по работе с брендами Samb и Yandi. Её пригласили в качестве креативного директора по предложению Андрея Мордовина. Основной задачей стала визуальная перезагрузка: новый логотип F | ABLE, в котором акцент сделан на слове «able» (в переводе с английского — «способный»), отсылает к концепции расширения возможностей и встраивания в люксовый сегмент.
Ассортимент начал меняться синхронно. К прежним монохромным моделям добавились вещи более сложной конструкции: худи с имитацией двойных рукавов (от 16 500 рублей), «варёные» футболки с принтами (от 4900 рублей), жакеты с заострённой линией плеч (от 17 900 рублей), а также женские топы-шарфы и другие элементы. Новая коллекция стала заметно смелее и стилистически амбициознее. Грибачев признаёт, что часть лояльной аудитории восприняла этот шаг настороженно, особенно из-за внедрения элементов гранжа — субкультурной эстетики, фокусирующейся на комфорте и нонконформизме. Однако отказываться от курса он не намерен: «Наша задача — не копировать тренды, а формировать их».
Переход к более феминной аудитории стал частью стратегии расширения. До этого момента около 70% покупательской базы составляли мужчины. Теперь акцент сместился: в планах — выпуск женских изделий с акцентом на актуальный крой и эксперименты с формой — от платьев и юбок до конструктивных топов.
По мнению Виталия Кузьмина, руководителя бренда Around, ребрендинг отражает растущий потребительский запрос на уникальность и визуальное отличие. С ним солидарен и сооснователь First in Space Денис Степанян, подчёркивая, что F | ABLE грамотно встроился в нишу, освободившуюся после ухода западных брендов вроде adidas, Nike, The North Face, а также на фоне сужения позиций локального ретейла — Lime и других.
Алина Ермаковишна из LFWU описывает F | ABLE как «носибельный бренд с элементами эстетического вызова», хотя отмечает, что проекту пока не хватает визуального кода, который бы чётко выделял его среди конкурентов. В качестве ближайших аналогов она упоминает Krakatau — технологичный российский бренд с чёткой стилистикой.
Алексей Аксенов из LCLS.RU обращает внимание на масштаб рынка: в 2024 году объём одежды в рознице в России превысил 3 трлн рублей. По его мнению, F | ABLE смог точно воспользоваться моментом, грамотно заняв нишу между масс-маркетом и независимым дизайном. К концу года бренд достиг выручки в 266 млн рублей, из которых 18% обеспечили продажи коллекций в новой стилистике. Прибыль составила порядка 25% от оборота — устойчивый показатель для бренда, находящегося в стадии масштабируемого роста.
В 2025 году Артём Грибачев ставит перед F | ABLE амбициозную цель — довести годовую выручку до 500 млн рублей. Основные драйверы роста — расширение продуктовой линейки, усиленные маркетинговые инвестиции и развитие физической розницы. В планах — открытие полноформатных магазинов в ключевых культурных кластерах: в московском арт-пространстве «Хлебозавод» и в петербургском Петроградском районе, где сконцентрирована молодая прогрессивная аудитория с высоким уровнем потребления fashion-контента.
Параллельно команда готовит выход на европейский рынок. Это решение обусловлено не только стремлением масштабировать бренд, но и желанием встроиться в международный дискурс уличной моды с локальной идентичностью. «Мы стремимся превратить F | ABLE в марку, которую отличает не просто узнаваемый стиль, но и целостная визуальная философия, безупречное качество исполнения и концептуальная глубина», — подчёркивает креативный директор Юна Вертука, подтверждая стратегическое единство команды.