Меня списали в ноль — а я построила бренд керамики с оборотом 800 000 ₽
За свою жизнь я сменила несколько профессий: работала архитектором, занималась дизайном интерьеров, вела бьюти-блог. Но настоящим делом жизни стала керамика — и произошло это не по плану, а в самый неожиданный момент — во время декрета.
Интерес к глине проснулся во мне в 2019 году. Первые изделия лепила в ванной комнате и в гараже. Сейчас под брендом «Лукоморье» мы производим до 600 единиц в месяц — это посуда, интерьерный декор и украшения.
Расскажу, как хобби постепенно превратилось в стабильный и рентабельный бизнес. Забегая вперёд: путь не был прямым.
- Свой первый доход я получила в 11 лет
- Путь от бьюти-блогера до керамиста
- Лепка в ванной, обжиг на балконе
- Ноябрь: первая коллекция и название бренда
- Техники лепки: как создается керамика
- Температура обжига и ее влияние на глину
- Роспись и глазуровка
- Финальный обжиг
- Время обжига и охлаждения
- Первые неудачи
- Первые шаги к мастерской и поддержка
- Как мы начали продавать керамику офлайн
- Новые линейки: украшения и серебро
- Экспансия и мультиформат
Свой первый доход я получила в 11 лет
С раннего детства мне было важно создавать что-то руками. Меня тянуло к песку, глине, сборке и разборке предметов. Родные даже шутили, что я — будущий метростроевец. Эта потребность что-то строить и конструировать была со мной всегда.
В пятом классе я случайно наткнулась на возможность заработать. Увлеклась акриловыми красками и начала расписывать одежду, обувь, пеналы. Одноклассники быстро подхватили идею и стали приносить свои вещи — зарабатывала по 100–500 рублей за заказ. Это был первый опыт творческой самореализации, который приносил ощутимый результат.
Параллельно в семье встал вопрос о будущем. Родители были строгими и считали, что определяться с профессией нужно как можно раньше. Я с самого начала тянулась к творческим направлениям — дизайн казался естественным выбором. Но отец настоял: если уж идти в креатив, то пусть это будет «что-то серьёзное» — архитектура.
С седьмого класса я начала готовиться к поступлению в МАРХИ: училась чертить, осваивала академический рисунок, строила композиции. В итоге поступила на бесплатное дневное отделение.
Любовь к архитектуре у меня осталась, но в профессии я не задержалась. Причина простая: я не умею долго ждать результата. В архитектуре между идеей и её воплощением могут пройти годы — и это ожидание выматывает.
Кроме того, сама профессия сильно романтизирована. В реальности архитектор чаще занят технической рутиной: ты неделями можешь заниматься формальной задачей, например расположением вентиляционных отверстий в стенах. Для кого-то такой подход — зона комфорта, но для меня это было про бесконечную прокрастинацию под видом работы. Мне нужна динамика, живая материя и ощутимый результат здесь и сейчас.
После выпуска из МАРХИ я проработала семь лет в ведущих московских архитектурных бюро. Однако в какой-то момент я поняла, что больше не могу смотреть на эти бесконечные окна, двери и планы. Решение было неожиданным: я уволилась.
Путь от бьюти-блогера до керамиста
Дальше я решила попробовать себя в бизнесе. Занялась дизайном интерьеров, что, в общем, является стандартным шагом для большинства выпускников архитектурных факультетов. Это довольно очевидный выбор — результат можно увидеть быстрее, чем в архитектуре. Но и здесь я быстро столкнулась с разочарованием. Большинство клиентов предпочитают клишированные решения, а не индивидуальные концепции. Моё видение редко совпадало с тем, что они хотели. Это стало раздражать, и я не могла продолжать работать в этом направлении.
Попробовала также ландшафтный дизайн. Однако и здесь не получилось найти вдохновение. В школе ландшафтных архитекторов преподавал пожилой преподаватель, который часами объяснял детали тектонических плит. Это было совершенно неинтересно, и я не стала продолжать обучение. Я всегда довожу до конца только те вещи, которые для меня действительно важны и увлекательны.
Затем я увлеклась натуральной косметикой и создала бьюти-блог в Instagram*. Он стал популярным, и в 2019 году я даже выиграла престижную премию Live Organic Awards. Блог активно развивался, на пике у него было 7000 подписчиков. Мои материалы активно обсуждали на форумах, а косметические бренды начали присылать мне свою продукцию для обзора.
Но потом я забеременела, и почти сразу стала чувствовать отвращение к любым запахам. Вся натуральная косметика обладает ярко выраженным ароматом, и мне пришлось отказаться от ведения блога.
Я — человек, который не может сидеть без дела. На седьмом месяце беременности я почувствовала сильное желание заняться чем-то физически. И тогда я случайно наткнулась на керамику, что кардинально изменило мой жизненный курс.
В 2019 году на рынке не было ничего креативного в сфере керамики — в основном это были традиционные изделия в духе «Гжели». В Москве функционировало всего несколько гончарных мастерских, производящих уникальные вещи. Я записалась на курсы гончарного мастерства, не предупредив преподавателя о своём интересном положении — опасалась, что меня не пустят. Но я пришла на первое занятие с большим животом, готовая к новым открытиям.
На первом же уроке мы начали создавать базовые интерьерные скульптуры. Ощущение было захватывающее — просто берёшь кусок глины и лепишь всё, что хочется. Это принесло мне настоящий кайф.
В тот же день я вернулась домой и заявила мужу, что нашла дело своей мечты
Лепка в ванной, обжиг на балконе
Я сразу приобрела несколько видов глин, специальные деревянные инструменты для проработки деталей и краски. Однако для керамики нельзя использовать акварель или гуашь, поскольку они моментально сгорают при обжиге. В работе применяются ангобные краски — смесь жидкой глины с пигментом, которые выдерживают высокие температуры и сохраняют свою стойкость в печи.
Мой план был прост: когда малыш родится, он будет целыми днями спать, а я смогу сосредоточиться на лепке за большим красивым столом. В реальности все получилось совсем иначе — мой ребенок почти не спал.
На полтора года я вынужденно отложила проект, но идею не оставила. В редкие моменты отдыха я смотрела каналы зарубежных керамистов, поглощая всё, что могло быть полезным.
Когда сын немного подрос, я наконец смогла вернуться к глине. Первые работы я создала в 2021 году на даче у родителей, куда мы часто ездили на выходные.
Работала в ванной комнате, потому что в ней огромное окно
Плюс всю грязь можно сразу смыть
Ноябрь: первая коллекция и название бренда
В ноябре я создала свою первую коллекцию елочных игрушек — около 40 предметов. Моей целью было продать их к Новому году. Именно в этот момент родилось название для моего бренда — «Архирамика».
На тот момент у меня еще не было собственной печи для обжига. Все керамические изделия необходимо обжигать в муфельных печах, которые изготавливаются из легкого огнеупорного кирпича. Муфельная печь позволяет прогревать изделия до температуры +1300 °C, что невозможно в обычной духовке.
Муфельные печи бывают двух типов: газовые и электрические. Газовые чаще используются на крупных производствах, например, на Гжельском фарфоровом заводе, в то время как в маленьких мастерских, таких как моя, применяют электрические.
Первые свои работы я возила на обжиг к знакомой в Митино. Печь стояла у нее прямо на балконе.
Техники лепки: как создается керамика
Существует три основные техники лепки. Первая — это ручная работа с цельным куском глины. Вторая — раскатка глины в равные пласты, из которых собирается изделие. Третья техника предполагает формирование из глины тонких жгутов, которые соединяются между собой, как «тростинки». Для крупных изделий жгуты удобнее, так как из цельного комка глины вытянуть их невозможно.
После того как изделие готово, его сушат под пленкой несколько дней. Это необходимо для равномерного высыхания, чтобы избежать трещин. Тарелка сохнет 1-2 дня, а большая скульптура может стоять под пленкой неделю.
Перед тем как отправить изделие в печь, нужно тщательно смыть все изъяны с помощью влажной губки или кисточки — это позволяет устранить отпечатки пальцев и неровности на поверхности.
Далее изделия отправляются на первый обжиг. В нашей мастерской стоят три печи: две по 130 литров и одна на 80 литров. В одну большую печь можно поместить одновременно до 24 тарелок или 100 стаканов.
Красим изделие
Так выглядит печь
Температура обжига и ее влияние на глину
Температура обжига напрямую зависит от типа используемой глины. В нашей мастерской мы работаем с полуфарфором и фарфором, которые обжигаются на первом этапе при температуре +1000 °C. На этом этапе изделия становятся прочными, но сохраняют свою пористость. Если же сразу провести обжиг на финальной температуре +1220 °C, глина перестанет впитывать жидкость, что сделает невозможным нанесение росписи на поверхность.
После первого обжига изделие получает название бисквит, черепок или утель. После того как изделие достают из печи, с его поверхности удаляют пыль и выравнивают шершавости с помощью шкурки.
Роспись и глазуровка
Когда подготовка изделия завершена, наступает этап росписи. В отличие от большинства мастеров, мы не используем готовые краски, а сами смешиваем их, так как готовые материалы оказываются слишком дорогими и ограничены в палитре. Для того чтобы получить нужный оттенок, мы комбинируем пигменты — это минералы, которые обязательно должны выдерживать температуру обжига в +1220 °C.
После того как роспись завершена, важно не вращать изделие в руках, чтобы не стереть рисунок. Затем мы наносим тонкий слой глазури с помощью краскопульта. Этот процесс называется глазуровкой.
Финальный обжиг
На последнем этапе изделие снова отправляется в муфельную печь, где оно проходит финальный обжиг при температуре +1220 °C, но стоит отметить, что эта температура подходит только для фарфора и полуфарфора. Например, красная глина обжигается при 950 °C.
Простой, но важный момент: если перевернуть фарфоровую чашку или тарелку, можно заметить на обратной стороне матовый «ободок». Этот эффект является результатом того, что перед финальным обжигом мы обязательно удаляем глазурь с тех мест, которые будут соприкасаться с полками в печи, иначе изделия просто прилипнут.
Время обжига и охлаждения
Сам обжиг занимает от 12 до 14 часов, и изделия нельзя сразу доставать из печи. Охлаждение занимает гораздо больше времени — в два раза больше, чем сам обжиг. Поэтому мы обычно ставим печь один раз в два дня. Если мы загружаем ее в понедельник вечером, то разгружаем только в среду утром.
Глина хорошо чувствует настроение. Это как с тестом — если готовишь пирог, а сам не в духе, оно не поднимется
Если ты чувствуешь недовольство или раздражение, лучше не приступать к работе с глиной — она моментально ощутит твое состояние и начнет крошиться в руках.
Первые неудачи
Вернемся к моменту, когда я создала первую партию елочных игрушек. Результат превзошел все ожидания — изделия получились настолько красивыми, что трудно было поверить, что это сделал я. Я выложила фотографии в своем старом инстаграме, который был посвящен косметике. Как только подписчики увидели керамику, сразу начали отписываться. В итоге я не продала ни одной игрушки, что, конечно, меня расстроило.
Подруга посоветовала мне принять участие в маркете. Я не раздумывая записалась на первое подходящее мероприятие, которое оказалось распродажей мебели на подземной парковке ТЦ в Отрадном. Я долго готовилась: решила, что каждая игрушка будет стоить 3500 ₽, цифру взяла произвольно. В итоге, если бы все продалось, я рассчитывала заработать 60 000 ₽. Но, к сожалению, никто ничего не купил, и я буквально расплакалась прямо на парковке. Не реализовав игрушки, я украсила ими свою новогоднюю елку.
Первые шаги к мастерской и поддержка
Через год мы отправили ребенка в детский сад, и, наконец, переехали в загородный дом к родителям. Именно там я начала обустраивать свою мастерскую в гараже. В тот момент никто не верил в мой проект, и меня никто не поддерживал. Я была в декрете, с ограниченными средствами, и приходилось действовать исключительно своими силами. Я начинала с того, что было под рукой: лепила небольшие фигурки, посуду и начала более активно вести инстаграм, выкладывая свои работы и отвечая на комментарии.
Вскоре поступил первый заказ — от бывшей коллеги. Это стало настоящим праздником, важным шагом вперед. Со временем у меня появлялись заказы каждый месяц, но в основном это были друзья, знакомые и родственники.
В период декрета мой круг общения существенно изменился. Появились новые знакомые, и именно тогда я встретила Аню, которая первой в меня поверила и начала поддерживать. Кстати, мы позже стали родственницами, так как она вышла замуж за брата моего мужа. Аня также оказала мне огромную помощь, помогая найти свою нишу и понять, как двигаться дальше.
Я всегда обожала русские сказки и как-то нарисовала в скетчбуке Бабу-ягу. Потом решила перенести изображение на тарелку
Когда Аня ее увидела, то посоветовала раскручивать именно эту тематику. Не делать все подряд, а сосредоточиться на чем-то одном
Я начала расширять ассортимент. В первых коллекциях появились базовые тарелки и пиалы с изображениями Бабы-Яги и репки. Основное внимание я уделила русской сказочной тематике.
Как мы начали продавать керамику офлайн
В тот период я познакомилась с Женей, основательницей компании по озеленению «Балкон бюро». Женя с головой ушла в мой проект, сделала подробный аудит всего бренда и предложила сменить название на более привлекательное — «Лукоморье». Я долго сопротивлялась, ведь к тому времени я уже заказала штампы, разработала логотип и зарегистрировала сайт под брендом «Архирамика». Сейчас это кажется мелочью, но в тот момент мне было жалко потратить 2000 ₽ на новую атрибутику. Каждый рубль тогда был на счету.
После обсуждения с мужем мы пришли к выводу, что перемены — это правильный шаг. Так, в ноябре 2022 года, появился новый бренд — «Лукоморье».
Как только я начала процесс регистрации нового бренда, ко мне обратились представители сети «Золотое яблоко». На тот момент многие иностранные компании уже покинули рынок, и эти ребята оперативно заняли нишу, начав активно продвигать товары для дома.
Позвонили, предложили мне выставлять у них в магазинах свои тарелки
Сначала мне показалось, что это обман. Что общего у меня и такой крупной сети, как «Золотое яблоко»? Однако когда мы начали обсуждать условия сотрудничества и заключать договор, я осознала, что все это серьезно. Именно тогда мой отец подарил мне первую печь стоимостью около 300 000 ₽.
Печь пришла как раз в тот момент, когда мы начали готовить заказ для «Золотого яблока». В первой партии они запросили 150 изделий. Я поняла, что справлюсь не одна, и стала уговаривать мужа нанять помощницу. Он по-прежнему сомневался, считая, что на керамике невозможно заработать. Мои родители, кстати, до сих пор придерживаются такого мнения. Но я не остановилась.
Нанимать помощницу было непросто. Это значит взять на себя обязательства по выплате заработной платы, а также найти человека, готового ежедневно ездить в наш загородный дом в Химки. Тем не менее, я нашла подходящего человека, и мы с ней справились с заказом — всё было сделано точно в срок. В начале 2023 года мы успешно поставили эту партию в «Золотое яблоко».
После того, как мы выполнили первый крупный заказ, мы стали поддерживать ассортимент, поставляя несколько единиц товара раз в месяц. О сумме комиссии я не могу говорить, так как подписала соглашение о неразглашении. Мы работаем по модели отгрузки с отсрочкой: отправляем товар, через месяц получаем отчет и оплату за минусом комиссии. Почти с большинством партнеров у нас система реализации — выкупом занимается очень ограниченное число компаний.
На сегодняшний день в «Золотом яблоке» продается в среднем 30 наших изделий в месяц. Спрос немного снизился, поскольку аудитория уже хорошо знакома с нашим продуктом.
Ассортимент за два года практически не обновлялся
Процесс ввода новинок занимает три месяца, до этой задачи у нас никак не дойдут руки
Год спустя после неудачного опыта на маркете в Отрадном я подала заявку на специализированный маркет керамики 4Ceramics. Это было перед Новым годом, и на этот раз мы продали всю продукцию. Чистая прибыль составила 50 000 ₽, и я была в полном восторге. Однако мой муж, как всегда, решил тщательно пересчитать все расходы, и быстро вернул меня к реальности. Оказалось, что вместо прибыли я ушла в минус на 30 000 ₽.
Основные расходы складывались из постоянных выплат помощнице, закупки расходных материалов, оплаты электроэнергии и других текущих затрат. К тому же были капитальные вложения — например, покупка рабочего стола. Это заставило меня понять, что пришло время начать вести бухгалтерию.
В сфере керамики много непредсказуемых расходов. К примеру, ты заказываешь краски, которые должны выдерживать высокую температуру, а они оказываются не такими термостойкими, как заявлено.
Доходы по-прежнему оставались нестабильными: раз в месяц поступали деньги от «Золотого яблока» — около 10 000–20 000 ₽, а раз в три месяца я участвовала в маркетах, на которых можно было заработать 50 000–70 000 ₽.
Но постепенно бизнес начал расти. Появились новые партнеры, а после успешных продаж на маркете начали поступать заказы от клиентов. Я также расширила коллекцию, добавив, например, часы в виде избушки на курьих ножках.
С сентября 2023 года интерес к нашему бренду «Лукоморье» начал нарастать. Телеграм-каналы, посвященные русскому стилю, активно стали освещать нашу продукцию. В октябре-ноябре через сайт приходило уже по 20 заказов в месяц, не считая заказов для партнеров и участия в маркетах. Мы также готовились к росту спроса в преддверии новогодних праздников.
К концу 2023 года «Лукоморье» стало финалистом всероссийского конкурса «Знай наших», а после этого о нас рассказали в эфире «Первого канала». Эта премия привлекла внимание различных государственных и полу-государственных структур. В частности, нас поддержали представители Агентства стратегических инициатив и проекта «Сделано в Москве», направленного на продвижение локальных брендов.
Результатом этой популярности стали значительно увеличившиеся продажи. Если в начале 2023 года мы продавали в среднем пять изделий в месяц, то к декабрю эта цифра выросла до 30.
В тот момент я осознала три вещи. Во-первых, мы вдвоем с помощницей уже не справляемся
Во-вторых, печка на 80 литров больше не вывозит
В-третьих, в гараже дальше работать нельзя
Я наняла дополнительного сотрудника и обратилась к мужу с просьбой помочь найти новую студию. Он, как и прежде, был настроен скептически, ведь выручка по-прежнему не соответствовала его ожиданиям. Но, несмотря на его недовольство, мы начали поиски подходящего помещения.
Муж, несмотря на ворчание, сыграл ключевую роль в этом процессе. Его опыт работы в качестве руководителя отдела продаж элитной недвижимости оказался незаменимым — он знал, как эффективно искать и что важно учитывать. Он начал обзванивать промышленные зоны и бизнес-центры в районе Химок. Наше помещение было найдено именно таким способом — оно не было доступно в открытом доступе.
Поиск занял месяц, и я уже начала терять надежду. Проблема заключалась не только в сложности с грязным производственным процессом, но и в потребности установить силовую розетку на 380 Вт для печей. Большинство бизнес-центров просто не предусматривали такой возможности.
Когда мы увидели подходящее помещение, решение было принято мгновенно. Это, конечно, не было идеальным пространством, как, например, стрит-ретейл в центре Москвы, но оно было чистым, уютным и подходящим для наших нужд. В нем было три точки воды, и мы легко смогли провести вентиляцию и установить необходимые печи.
В ноябре 2023 года мы подписали договор аренды, и затем полтора месяца потратили на ремонт, который обошелся в 700 000 ₽.
С этого момента муж стал активно вовлекаться в развитие «Лукоморья», занялся ведением финансового учета и научил меня делегировать задачи. Изначально я лично занималась всеми процессами, включая глазурование изделий, а помощницы только отливали формы, замывали и выполняли другие вспомогательные работы. Муж настоял на том, чтобы мы начали искать художника. Я сопротивлялась, но в конце концов согласилась.
Расходы на открытие студии в конце 2023 года:
- Общие расходы: 1 105 000 ₽
- Муфельная печь: 320 000 ₽
- Расходные материалы: 200 000 ₽
- Аренда и обеспечительный платеж: 150 000 ₽
- Мебель для помещения: 140 000 ₽
- Отделка помещения: 100 000 ₽
- Электрика и освещение: 60 000 ₽
- Столы: 55 000 ₽
- Оборудование для работы с керамикой: 50 000 ₽
- Покрасочное оборудование: 30 000 ₽
Проблемы с продукцией и расходами:
Одной из особенностей нашего бизнеса является высокая себестоимость продукции, которую невозможно существенно снизить. Мы закупаем в основном местные материалы, преимущественно из Подмосковья, чтобы минимизировать логистику, но все равно затраты остаются значительными.
Основной расходный материал — это шликер, жидкая глина, которую мы закупаем в Гжели раз в месяц. Ее стоимость составляет около 50 000 ₽, а в целом на расходные материалы уходит примерно 150 000 ₽ в месяц.
Инструменты мы в основном покупаем китайские, так как пигменты и инструменты из Московской области стоят дороже. Например, турнетки, маленькие гончарные круги без привода, стоят около 7000 ₽, но они сделаны на хороших подшипниках и из качественного металла.
Каждый месяц мы тратим около 360 кг глины. Хотя возможно перерабатывать «обрезки», это снижает качество продукции, поэтому мы либо выбрасываем остатки, либо отдаем их начинающим керамистам, которым не так важна высокая точность и качество материала.
Сами мы не можем повторно использовать отработанный материал в большом количестве
Изделия начинают трещать и взрываться
На данный момент мы производим около 500–600 изделий в месяц. В дальнейшем планируем увеличить объемы, но ограничены мощностями печи и численностью сотрудников. В коллективе постоянные изменения: кто-то увольняется по собственной инициативе, кого-то мы вынуждены отправить. Из-за этого качество продукции иногда страдает, особенно когда сотрудники не обладают достаточной квалификацией.
Один раз к нам пришел керамист, который заявлял, что является опытным специалистом, и запросил высокую зарплату. Я решила, что готовы платить за качественного сотрудника, так как для нас это шанс выйти на новый уровень. Он сам предложил и начал настраивать процессы работы. Однако в итоге его пребывание у нас продолжалось всего три недели, и за это время он испортил огромное количество продукции. Он глазуровал две печи — примерно 30 тарелок и 50 стаканов с пиалами. Половину из этих изделий мы забраковали, так как глазурь была нанесена слишком толстым слоем. При этом каждое изделие стоило от 3000 ₽.
Для нас нормой является показатель брака до 20%. В настоящее время мы снизили его до 10–15%. Основная проблема возникает на этапе замывания изделия: иногда случайное сильное давление приводит к тому, что тарелка раскалывается прямо в руках.
Примерная себестоимость одной тарелки с изображением избушки составляет:
- материалы — 300 ₽
- работа керамиста — 500 ₽
- три обжига в печи — 200 ₽
- работа художника — 1000 ₽
Если учесть общие расходы студии и поделить их на 500 изделий, то итоговая себестоимость одной тарелки составляет около 750 ₽.
Стратегия расширения бизнеса
Если рассматривать сегментацию нашего бизнеса, то основную прибыль мы получаем через партнерские магазины. Сейчас их у нас около десяти, и перед Новым годом совокупная выручка может достигать 800 000 ₽. Второй по значимости канал — собственный сайт, однако его вклад пока не столь велик. Исторический максимум продаж через сайт составил 400 000 ₽ в месяц.
Наши продажи подвержены сезонности, что существенно влияет на доходы. Есть месяцы, когда выручка падает до минимума. В период с февраля по март люди покупают подарки, весной также наблюдается рост, однако с мая по август наступает затишье. С сентября продажи снова начинают расти, а пик приходится на декабрь.
Основной фокус мы сохраняем на производстве, однако у нас есть и дополнительная ветка развития — мастер-классы. Изначально мы проводили их раз в два-три месяца, но сейчас спрос стал постоянным. Мастер-классы рассчитаны на группы из шести-восьми человек, а также мы предлагаем формат занятий для двоих. Иногда я сама провожу занятия, но чаще приглашаем стороннего мастера.
Каждый мастер-класс длится около трех часов
Корпоративные заказы, украшения и планы по масштабированию: как мы строим мультипродуктовый бизнес
Корпоративное направление — один из ключевых векторов развития, на который мы делаем долгосрочную ставку. Пока физические ресурсы не позволяют обрабатывать крупные объёмы, но потенциал — очевиден. Например, однажды к Новому году мы взяли заказ на 150 тарелок — нагрузка оказалась предельной, работать приходилось на износ.
Другой значимый опыт — проект для компании «Русское поле». Мы разработали уникальный дизайн, создали 70 крупных блюд с иллюстрацией, специально нарисованной под заказ. Это подтвердило нашу способность к гибкой кастомизации и работе с бизнес-заказами. В ближайших планах — приобрести дополнительную печь, что позволит увеличить производственные мощности и системно развивать B2B-направление.
Новые линейки: украшения и серебро
Недавно мы запустили ещё одно направление — производство украшений. Самая популярная позиция сегодня — подвеска в форме фарфоровой лошадки. Мы также начали работать с серебром и официально зарегистрировались в Пробирной палате, что позволяет легально выпускать изделия из драгоценных металлов и соблюдать все регуляторные требования.
Этот сегмент демонстрирует устойчивый спрос, а наличие производственной базы и креативной команды позволяет оперативно запускать новые коллекции и пробовать разные стилистические решения.
Экспансия и мультиформат
Планы на развитие амбициозные. Мы арендовали дополнительное помещение в том же здании, куда в ближайшее время переведём упаковочный блок и художников. Это позволит освободить пространство в основном цехе и сосредоточиться на масштабировании. Цель — к сентябрю выйти на объёмы не менее 900 изделий в месяц.
Параллельно прорабатываем запуск дополнительных продуктовых линий — коллекции столового текстиля, декоративных свечей и предметов интерьера. Концепция — построить единый бренд, который объединяет керамику, украшения и домашний декор под единым визуальным и смысловым стилем. «Лукоморье» становится не просто мастерской, а платформой для развития мультибрендовой экосистемы.
Финансовая структура за февраль 2025 года
- Общие расходы: 849 000 ₽
- Чистая прибыль: 150 000 ₽
Структура затрат:
- Фонд оплаты труда: 400 000 ₽
- Аренда двух помещений: 117 000 ₽
- Материалы (глина, пигменты, глазури): 70 000 ₽
- Банковские комиссии и налоги: 65 000 ₽
- Обслуживание оборудования: 50 000 ₽
- Упаковка: 45 000 ₽
- Материалы для украшений: 40 000 ₽
- Гипсовые формы: 22 000 ₽
- Электроэнергия: 20 000 ₽
- Прочие расходные материалы: 15 000 ₽
- Типографские услуги: 5 000 ₽
Таким образом, несмотря на рост расходов, бизнес остаётся в плюсе. Выручка покрывает не только текущие операционные затраты, но и позволяет планировать инвестиции в расширение. В обозримой перспективе цель — стабилизировать выработку, сократить долю брака и выйти на устойчивую чистую прибыль выше 250 000 ₽ в месяц.