ИИ в образовании: как искусственный интеллект усиливает роль преподавателя

ИИ в образовании Инновации и технологии
или

Представление Google об ИИ-инструментах для изучения иностранных языков — это не просто технологический шаг вперёд, а показатель глубокого преобразования в сфере образования. Искусственный интеллект, который традиционно воспринимался как вспомогательная технология, теперь становится полноценным элементом образовательного процесса.

Недавно Google анонсировал три инновационных ИИ-эксперимента в области языкового обучения: Tiny Lesson, Slang Hang и Word Cam. Эти инструменты делают обучение языкам более персонализированным, предлагая помощь в экстренных ситуациях за границей, освоении местного сленга и распознавании предметов на изображениях. С поддержкой 20 языков, включая русский, такие проекты демонстрируют амбиции в переходе от простого использования ИИ к его активному соавторству в образовательном процессе, несмотря на оговорки Google о возможных ошибках.

Как утверждают эксперты, образование — это одна из самых чувствительных к ИИ отраслей. Исследования показывают, что студенты активно используют большие языковые модели не только для создания и улучшения текстов, но и для планирования, объяснений, а также генерации образовательного контента. Международная консалтинговая компания HolonIQ утверждает, что ИИ всё больше интегрируется в образовательные технологии, переходя от экспериментальной стадии к системной.

Читайте также — ИИ против художника: кто сильнее — алгоритм или человек

Сегодня ИИ меняет не только инструменты обучения, но и саму его архитектуру, делая её гибкой, персонализированной и интерактивной. Это не автоматизация образовательного процесса, а интеллектуальное сотрудничество, которое помогает преподавателям и учащимся работать на новом уровне.

Как ИИ трансформирует обучение в СКОЛКОВО

Истинная трансформация образования начинается с пересмотра самой образовательной модели. В Школе управления СКОЛКОВО ИИ не воспринимается как просто инструмент, а является неотъемлемой частью образовательной архитектуры, усиливающей преподавателя, а не заменяющей его. Рассмотрим несколько примеров того, как это реализуется:

Разработка ИИ-системы нового поколения
В Центре коммуникаций и цифровых решений СКОЛКОВО активно разрабатывается ИИ-система для отработки деловых ситуаций, таких как публичные выступления, переговоры и презентации. Система будет интегрировать различные форматы контента (видео, аудио и текст), анализировать как вербальные, так и невербальные аспекты общения. Участники смогут получать обратную связь не только по принятым решениям, но и по аргументации, эмоциональному фону и эффективности взаимодействия. В будущем планируется усовершенствование ИИ-ассистентов, например, «Грета» будет способна погружаться в конкретные ESG-кейсы, анализировать их и предлагать лучшие практики в реальном времени. Это создаст ещё более персонализированные и адаптивные условия обучения.

Роберт: ИИ-преподаватель в бакалавриате
В прошлом году был запущен ИИ-преподаватель по имени Роберт, который ведет курс «Биология поведения человека» для студентов бакалавриата. Роберт не только объясняет сложные темы, но и помогает связывать разные дисциплины — например, переходя от поведенческих наук к нейроэндокринологии или генетике. ИИ-персона не только помогает учащимся, но и заставляет их думать глубже, поднимая их уровень знаний, что значительно улучшает результаты.

«ИИнна» и ИИ-партнёр в командных симуляциях
На программах Executive MBA и MBA в СКОЛКОВО ИИ-партнёр «ИИнна» анализирует взаимодействия студентов в рамках командных симуляций, отслеживая тональность общения, принятие решений и давая конструктивную обратную связь. Это позволяет студентам не только увидеть свои ошибки, но и понять, как их можно было бы избежать, что способствует обучению через практический опыт.

Ассистенты на Открытых программах
На Открытых программах СКОЛКОВО, таких как курсы по OKR, устойчивому развитию, поведенческой экономике и финансовым аналитикам, ИИ-ассистенты выполняют разнообразные задачи: разъясняют термины, помогают в расчетах и интерпретации данных, отвечают на организационные вопросы. Один из таких ассистентов, «Грета», уже успешно прошел тестирование и скоро начнёт работу на курсах, связанных с оценкой ESG-инициатив.

Эволюция роли преподавателя в эпоху ИИ

С развитием искусственного интеллекта парадоксальным образом возрастает значимость человеческого фактора, особенно в сферах, где ключевую роль играют эмпатия и глубокое понимание. Это утверждение особенно актуально в образовании, где ИИ становится мощным инструментом, но не может полностью заменить человека.

Читайте также — AR и VR меняют e-commerce: как технологии влияют на продажи прямо в карточке товара

Исследования Центра образовательных разработок на базе ТюмГУ показывают, что преподаватель будущего будет выполнять несколько ключевых ролей:

  • Куратор интеллектуальной траектории — он направляет студентов в их обучении, учитывая индивидуальные особенности и потребности.
  • Фасилитатор взаимодействия человека и машины — преподаватель помогает интегрировать ИИ в образовательный процесс, обеспечивая гармоничное сочетание человеческого и машинного интеллекта.
  • Критический соавтор — преподаватель остается важным участником, способным анализировать и оспаривать выводы, предложенные ИИ, а также расширять рамки учебного материала.

Итоги и тренды

ИИ-инструменты, такие как разработки Google, являются наглядным индикатором крупного тренда: искусственный интеллект все глубже проникает на всех этапах образовательного процесса, от разработки курсов до оценки результатов и рефлексии. Модель Школы СКОЛКОВО прекрасно иллюстрирует эту динамику, где ИИ играет ключевую роль в дополнении и расширении педагогических возможностей.

Согласно отчёту HolonIQ, в настоящее время наибольшее внимание в образовательной трансформации уделяется следующим направлениям:

  • Массовое внедрение персонализированных LLM-ассистентов — ИИ-системы, которые адаптируются под конкретные потребности учащегося.
  • Развитие инструментов поддержки гибких навыков, таких как коммуникация и критическое мышление, с помощью ИИ.
  • Переход от ИИ как инструмента к ИИ как инфраструктуре образования, который становится неотъемлемой частью всей образовательной системы.

Что это означает для бизнеса?

ИИ не заменяет людей, а меняет подход к задачам
Миф о том, что ИИ заменит людей и «лишит работы», не соответствует реальности. На деле ИИ не уничтожает рабочие места, а перераспределяет задачи. Множество рутинных операций может быть передано ИИ, что позволит сотрудникам сосредоточиться на более сложной и творческой работе. Это также откроет новые направления деятельности, которые ранее не существовали.

Искусственный преподаватель как решение проблемы дефицита экспертов
Кейс «Роберта» демонстрирует, что в случае дефицита специалистов или высоких затрат на них бизнес может решить эту проблему с помощью сложных ИИ-ботов. Если компании необходимы высококвалифицированные ответы по узкой теме, комбинация LLM с архитектурами Retrieval Augmented Generation (RAG) может стать реалистичной альтернативой. Проблемы с «галлюцинациями» ИИ — это скорее индикатор недостаточной компетенции в построении таких систем, а не невозможность их эффективного применения.

Необходимость пересмотра существующих процессов
Попытка интегрировать ИИ в уже сложившиеся процессы без изменения их структуры напоминает попытку установить двигатель внутреннего сгорания в телегу. Чтобы эффективно использовать ИИ, нужно кардинально пересмотреть процессы, разделив функции на те, которые могут быть автоматизированы, и те, которые требуют участия человека. Это потребует перестройки системы, в том числе пересмотра должностных инструкций, но в конечном итоге повысит общую производительность и эффективность.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами