Вторичный авторынок буксует: объем может рухнуть до 5,3 млн продаж

Вторичный авторынок Рынки и конкуренция
или

Вторичный рынок автомобилей в России: спад, дефицит и давление ключевой ставки

В марте 2025 года рынок подержанных автомобилей в России сократился на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основные причины — ограниченный доступ к автокредитам из-за высокой ключевой ставки и серьёзное снижение предложения машин иностранного производства в хорошем состоянии. По оценкам аналитиков, в 2025 году объём вторичного рынка может упасть на 12% и составить около 5,3 млн проданных автомобилей.

Согласно данным агентства «Автостат», в марте было зарегистрировано 448 266 сделок купли-продажи легковых автомобилей с пробегом. Это на 12,9% больше, чем в феврале, но на 10,7% ниже показателя марта 2024 года. По итогам первого квартала 2025 года рынок показал умеренный рост — продано 1,26 млн автомобилей, что на 3,2% выше, чем за аналогичный период годом ранее. Примечательно, что положительная динамика зафиксирована только в январе, когда продажи выросли на 29,4% в годовом выражении. В феврале рынок откатился — объём снизился на 5,5% относительно января и на 0,6% по сравнению с февралем 2024 года.

Структура рынка: доминирование отечественного автопрома и спад по всем позициям

Марочная структура вторичного рынка остаётся стабильной: лидерство удерживает Lada с 121 287 проданными автомобилями в марте (снижение на 1,5% год к году). Второе место у Toyota — 43 590 единиц (-16%), далее следуют Kia (23 803, -18,9%), Hyundai (23 297, -16,7%) и Nissan (19 332, -18,4%).

По данным «Автостата», все бренды из топ-10 за месяц показали рост по сравнению с февралем, однако в годовом выражении зафиксировано падение. Наименьшую месячную динамику показал Volkswagen (+9%), при этом его годовое снижение оказалось наибольшим — минус 20%. На фоне общего спада выделяются Honda и Lada: первая прибавила 15,6% к февралю, вторая показала минимальное падение за год (-1,5%).

Среди моделей в марте лидировал седан Lada 2107 — 11 832 сделки. За ним следуют хэтчбек Lada 2114 «Самара-2» (9707 штук), а также Hyundai Solaris, LADA 4×4 / Niva Legend и Kia Rio — около 8400 единиц каждая.

Данные дилеров: реальная картина хуже, чем официальная статистика

Дилеры утверждают, что ситуация на рынке подержанных автомобилей куда сложнее, чем демонстрируют сводки аналитиков. Компания «Рольф» сообщила о продаже всего 2498 автомобилей в марте — это на 62% меньше, чем год назад (6566 штук). За первый квартал 2025 года объём продаж составил 8694 автомобиля — спад на 47% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (16 445 штук).

Руководитель направления автомобилей с пробегом «Рольф» Вадим Черноусов поясняет: «Несмотря на рост по данным «Автостата», дилерский сегмент испытывает серьёзный спад. Это объясняется структурой рынка: более 75% всех сделок совершаются между частными лицами, а только четверть — через автосалоны».

Автогруппа «Авилон» отчиталась о сохранении мартовских продаж на уровне прошлого года, но по итогам квартала зафиксировала рост на 20% — 2166 автомобилей. Замгендиректора по направлению автомобилей с пробегом Роман Титов объяснил это стабильным наличием автомобилей на складах и увеличением корпоративных сделок. Он также отметил, что покупатели постепенно адаптируются к текущим условиям кредитования с процентными ставками в диапазоне 30–33% годовых. Дополнительно, укрепление рубля вызвало оптимистичные ожидания относительно снижения цен на новые автомобили, что сформировало отложенный спрос и подстегнуло интерес к автомобилям с пробегом.

Рынок подержанных автомобилей в России: стагнация на фоне дефицита и ожиданий

Российский рынок автомобилей с пробегом переживает затяжной спад. По оценке начальника аналитического отдела агентства «Автостат» Андрея Топтуна, сектор находится в состоянии стагнации: кредитование практически отсутствует, а предложение стремительно истощается — особенно в наиболее востребованном сегменте машин стоимостью до 1 млн рублей. В этих условиях рынок утрачивает способность к восстановлению даже с учетом сезонного спроса.

Читайте также — Готовая еда в России: как качество и стратегии вытесняют слабых игроков

Ситуацию подтверждает Андрей Гришаков, директор департамента автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и «Автоспеццентр»: «Несмотря на традиционно активный весенний период, покупательская активность остается низкой. Автомобили с минимальным пробегом возрастом 3–5 лет практически исчезли с рынка. Это ключевая причина текущего дефицита».

Одним из основных тормозящих факторов остается высокая ключевая ставка ЦБ, делает акцент Вадим Черноусов, руководитель направления автомобилей с пробегом в компании «Рольф». По его словам, ограниченный доступ к автокредитованию резко сузил спрос. «Сегодня выгоднее не тратить, а сохранять. Ставки по вкладам привлекательны, и для многих потребителей депозит выглядит рациональнее покупки автомобиля», — поясняет он.

Дополнительное давление на рынок оказывают ожидания возможного возвращения корейских и японских брендов, временно покинувших страну. Поводом для подобных настроений послужили сообщения из The Korea Times о потенциальных планах Hyundai Motor Group — включая Hyundai и Kia — рассмотреть возобновление деятельности в России после смягчения санкционного давления. Несмотря на отсутствие официальных подтверждений, информация породила эффект «выжидания»: часть покупателей временно отказалась от сделок, надеясь на скорое расширение предложения привычных брендов.

Для восстановления вторичного рынка необходим комплекс мер. Среди них Гришаков называет снижение ключевой ставки, возобновление программ субсидирования автокредитов, а также корректировку утилизационного сбора и импортных пошлин на дефицитные сегменты подержанных автомобилей. Только в случае реализации подобных шагов можно ожидать смягчения ситуации во второй половине года. Пока же спрос остается вялым, а перспективы неопределёнными.

Читайте также — Зерно под ударом: эксперты прогнозируют резкое сокращение сбора в России

Андрей Топтун, в свою очередь, сдержан в оценках: «Даже при благоприятной динамике рынок вряд ли превысит уровень прошлого года. В лучшем случае мы увидим повторение показателя 2024 года — около 6 млн автомобилей. В худшем — объём упадёт на 11–12%, до уровня 5,3 млн штук».

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами