Стоимость грузоперевозок в Азию резко упала

Стоимость грузоперевозок в Азию Рынки и конкуренция
или

Грузоперевозки в Азию стремительно дешевеют – что это значит для бизнеса?

Стоимость транспортировки грузов по азиатскому направлению падает по всем видам транспорта. По мнению экспертов, этот тренд может сохраниться как минимум до марта. Снижение цен выгодно импортерам, но вызывает финансовые потери у перевозчиков.

С ноября 2024 года по февраль 2025-го тарифы на транспортировку прямыми железнодорожными маршрутами и автотранспортом из Китая в Россию снизились на 30%, а морские перевозки до портов Дальнего Востока подешевели на 20%. Об этом сообщил Олег Полуэктов, директор по логистике компании ModernWay. Он отметил, что в конце прошлого года не было традиционного пикового спроса на грузоперевозки, характерного для декабря. В условиях пониженного спроса логистические компании были вынуждены корректировать тарифы, чтобы сохранить объемы перевозок.

Логистические компании фиксируют снижение стоимости перевозок по разным направлениям и видам грузов. Генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани поясняет, что укрепление рубля и изменения валютных курсов также способствуют удешевлению международных перевозок для российских заказчиков. Однако наиболее значительное падение цен наблюдается на азиатском направлении. Так, по словам Владимира Гамазкова, руководителя отдела логистики Shuttle Logistic, тарифы на перевозку контейнеров из Китая в Россию по морю и железной дороге снизились на 30–35% с начала 2025 года.

Что входит в азиатское направление?

К числу стран азиатского направления относятся Вьетнам, Южная Корея, Индонезия, Тайвань и другие государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Дмитрий Суховерша, директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России, поясняет, что товары из этих стран поступают в Россию как напрямую через дальневосточные, балтийские и черноморские порты, так и транзитом через Китай. Это также влияет на общий объем грузопотока между Китаем и Россией.

По данным Ксении Климко, директора практики стратегического, инвестиционного и операционного консультирования «ТеДо», в 2024 году объем поставок из России в Китай составил 265 млн тонн, а из Китая в Россию — 26 млн тонн. В числе основных экспортных товаров: уголь, нефть, газ, нефтепродукты, руда, сельхозпродукция, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, удобрения, химическая продукция, черные и цветные металлы. Большая часть грузов (56%) проходит через морские порты, 15% — через железнодорожные погранпереходы, 6% перевозится автомобильным транспортом, а 23% — по трубопроводам.

Почему падают тарифы на перевозки?

Снижение цен на транспортировку началось с морских перевозок. Евгений Школьный, директор по логистике ГК «ЕТЕ», отмечает, что в 2024 году наблюдался массовый переход на автомобильные перевозки из Китая в Россию. Это привело к снижению объема грузопотока через порты и железнодорожную инфраструктуру примерно на 10% в январе 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие, тарифы на морские перевозки резко упали, особенно на направлении через Дальний Восток.

Это интересно — Как распродать весь тираж продукции бренда за один день?

До китайского Нового года (29 января) ставки на морские перевозки были высокими из-за дефицита контейнеров и перегруженности портов. Однако после праздников ситуация стабилизировалась, что привело к снижению тарифов. По словам Гамазкова из Shuttle Logistic, стоимость перевозки 40-футового контейнера из Шанхая во Владивосток упала с $4100 до $3800. Кроме того, морские линии начали предлагать спот-тарифы, которые могут быть еще ниже.

Тенденция снижения цен затронула и контейнерные перевозки через Санкт-Петербург. В начале года тариф на 40-футовый контейнер с увеличенной высотой составлял $8800, а сейчас упал до $6700. В направлении через Дальний Восток ставки на морской фрахт снизились с $3700 до $3300, уточняет Андрей Есин, директор филиала ILC в Шанхае.

Железнодорожные и автомобильные перевозки тоже дешевеют

Падение цен затронуло и железнодорожный транспорт. В IV квартале 2024 года в Китае была решена проблема дефицита порожних контейнеров, а в начале 2025-го уменьшилось количество поездов, отправляемых в Европу. Это привело к росту объема поставок в Россию и снижению цен. В результате тарифы на перевозку контейнера 40 футов с увеличенной высотой упали с $8200 в январе до $6700 в феврале.

По данным Владимира Гамазкова, снижение ставок железнодорожных перевозок по Северному евразийскому коридору связано с высвобождением оборудования и падением цен на морские перевозки. «Транспортные компании стараются сохранить рентабельность и заполняемость своих мощностей, поэтому вынуждены пересматривать тарифы», — отмечает эксперт. До китайского Нового года перевозка контейнера из Пекина в Москву стоила около $8500, сейчас тарифы снизились до $6500.

Автомобильные перевозки также дешевеют. По данным Дмитрия Архипова, руководителя направления технологического консалтинга ЦК НТИ по большим данным при МГУ, с января по октябрь 2024 года ставки на автоперевозки упали на 13,5%. Это связано с выходом новых перевозчиков на рынок и расширением автопарков ретейлеров. В начале 2025 года тенденция усугубилась, и автотранспортные компании начали активно снижать тарифы, чтобы не терять заказы.

Евгений Школьный из «ЕТЕ» подтверждает, что автоперевозчики, видя падение цен, были вынуждены пересматривать ставки. «Простой грузовика обходится дороже, чем потенциальная прибыль от перевозки, поэтому компании идут на значительное снижение тарифов», — поясняет он. В результате стоимость перевозки груза из Китая в Москву в конце января составляла 1,7 млн рублей, а сейчас она снизилась до 0,9 млн рублей.

Тенденция к снижению тарифов сохраняется

Снижение логистических тарифов, в первую очередь, выгодно импортерам, так как позволяет им сократить расходы на доставку товаров, отмечает директор шанхайского филиала ILC Андрей Есин. Однако для транспортных компаний такая ситуация несет негативные последствия, поскольку приводит к уменьшению их доходов. Это, в свою очередь, ограничивает возможности перевозчиков инвестировать в развитие инфраструктуры и обновление автопарка. «В сложившихся условиях транспортные компании нередко работают на грани рентабельности», — соглашается Полуэктов из ModernWay.

Наибольшую чувствительность к изменению стоимости логистики проявляют сырьевые товары, такие как уголь, руда и черные металлы, поясняет Ксения Климко, директор направления стратегического, инвестиционного и операционного консультирования «ТеДо». Например, транспортировка энергетического угля из Кемерово в Шанхай через порты Дальнего Востока обходится в $80–85 за тонну, что составляет 70–80% от его рыночной стоимости в Китае. В то же время контейнерные перевозки используются преимущественно для товаров с высокой добавленной стоимостью — потребительских товаров, автомобилей, электроники. Для таких категорий продукции логистические издержки менее критичны: стоимость доставки одного 40-футового контейнера из Китая в Россию составляет $8000–9000, что эквивалентно 5–7% от цены перевозимых автомобилей. Это дает контейнерным грузам больше возможностей выбора маршрута, включая более дорогие, но обеспечивающие сокращение сроков доставки.

Еще одним фактором снижения ставок является общий спад потребления, отмечает представитель FM Logistic Суховерша. Особенно это заметно в сегменте fashion-массмаркета, где объем заказов на перевозку сокращается. В результате логистические сервисы недозагружены, а перевозчики вынуждены компенсировать нехватку грузов, привлекая товары из других сегментов. Это усиливает конкуренцию на рынке и приводит к дальнейшему снижению тарифов.

Это интересно — 7 главных тенденций развития электронной коммерции в России к 2025 году

Прогноз на 2025 год остается неопределенным, отмечает Архипов. В автомобильных перевозках снижение тарифов, вероятно, продолжится до весны, чему способствует избыток предложения. Однако к лету возможен рост ставок на 9–20% из-за дисбаланса спроса и предложения. В сегментах железнодорожных и морских перевозок ожидается стабилизация к марту-апрелю, однако в долгосрочной перспективе тарифы неизбежно вырастут на фоне инфляции, санкционных ограничений и повышения ставок РЖД.

Сезонные колебания также играют свою роль. По традиции в феврале тарифы снижаются, в марте наблюдается незначительный рост, а затем вновь наступает спад до начала высокого сезона, поясняет Суховерша. Однако в прошлом году рынок показал атипичное поведение, что затрудняет прогнозирование дальнейших изменений. Некоторые аналитики предполагают, что тенденция к снижению ставок сохранится как минимум до конца марта.

В сфере международных морских перевозок снижение тарифов может достигнуть 20% к концу первого квартала, если обострение ситуации с безопасностью в Красном море удастся стабилизировать, считает аналитик «Маринет». Основные причины этой динамики — постепенное восстановление мировой экономики после пандемийного кризиса и снижение геополитической напряженности на Ближнем Востоке.

Соглашается с этим и Мадани из ГК «Деловые линии». Он отмечает, что среди ключевых факторов дальнейшего падения фрахтовых ставок — возобновление транзита через Суэцкий канал и избыточное предложение судов и контейнеров.

По мнению Гамазкова, тенденция удешевления международной логистики между Юго-Восточной Азией и Россией также может сохраниться. Причиной этого является снижение глобального спроса на товары, что приводит к уменьшению объемов перевозок и, как следствие, к падению тарифов. Дополнительно страны активно ищут альтернативные маршруты доставки грузов в Россию, в том числе через Центральную Азию, что также способствует сокращению цен за счет перераспределения грузопотоков.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами