Дефицит инженеров в России: что тормозит развитие компаний

Дефицит инженеров в России Рынки и конкуренция
или

Проблема нехватки инженерных кадров становится все более острой, и этот факт признают не только представители бизнеса, но и государственные органы. Несмотря на ежегодный выпуск тысяч инженеров, рынок испытывает дефицит специалистов, способных работать в современных условиях. Почему так происходит, и как можно изменить ситуацию?

Размытые границы профессий

Сегодня на рынке труда стираются границы между понятиями «инженер» и «специалист». Инженер — это не просто человек с техническим образованием, а разработчик, аналитик, новатор. Он проектирует, совершенствует технологии, управляет процессами и командами. В свою очередь, специалист — это человек, который работает в рамках заданных стандартов и регламентов.

Однако на практике эти роли часто путают. Выпускники технических вузов зачастую сами не понимают, можно ли их считать инженерами. Работодатели формулируют вакансии так, что инженеры вынуждены заниматься эксплуатацией оборудования, а не разработкой. Например, в объявлениях на позиции инженеров можно встретить требования, больше подходящие для технических специалистов по обслуживанию.

Западные компании решают эту проблему четким разделением обязанностей: инженеры занимаются разработкой, специалисты — эксплуатацией, а консультанты обеспечивают методологическую поддержку. В России подобная практика есть в строительной отрасли, где технический заказчик выполняет надзорные функции. Этот подход можно распространить и на другие отрасли, освободив инженеров от несвойственных им задач.

Причины дефицита

Смешение понятий привело к гибридному спросу на специалистов, и в итоге возник острый кадровый дефицит. Однако главная проблема — разрыв между образовательной системой и реальными потребностями экономики. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с 2013 по 2022 год число выпускников инженерных специальностей на каждые 10 000 занятых в экономике снизилось с 43 до 33 человек.

Статистика Минобрнауки утверждает, что 97% выпускников инженерных специальностей работают по профессии. Однако этот показатель может быть завышен из-за методики подсчета: выпускников опрашивают сразу после окончания вуза, и даже если они вскоре сменят профессию, это не учитывается. Кроме того, в выборку попадают менеджеры по продажам технической продукции и сотрудники компаний с инженерным профилем, которые фактически не занимаются инженерной работой.

Это интересно — 5 винных трендов, которые изменят индустрию

Дефицит усугубляется тем, что в 90-х годах интерес к инженерным профессиям упал, и сейчас эта нехватка специалистов особенно заметна. Выпускники часто сталкиваются с тем, что полученные в вузе знания далеки от реальных потребностей рынка, и им приходится осваивать профессию практически с нуля.

Социальные стереотипы и их влияние

Еще одна причина дефицита инженеров — отношение общества к образовательным траекториям. Колледжи и техникумы, где можно получить практические навыки и быстрее выйти на рынок труда, воспринимаются как менее престижный выбор по сравнению с вузами. В результате многие школьники поступают в вузы просто ради диплома, не задумываясь о будущем карьерном пути.

Попробуем оценить, какой эффект могло бы дать изменение подхода к профориентации. В 2024 году в России насчитывалось 1,3 млн студентов инженерных специальностей. Если бы половина из них выбрала колледж вместо вуза, они вышли бы на рынок труда в среднем на 1,5 года раньше. Это дало бы экономике дополнительно 0,975 млн человеко-лет рабочей силы. При средней стоимости человеко-года в 4 млн рублей (по оценке «Росгосстраха»), экономический эффект составил бы 3,9 трлн рублей.

Возможные решения

Чтобы снизить дефицит инженерных кадров, необходимо:

Развивать систему непрерывного образования, позволяя специалистам из смежных сфер получать инженерные компетенции без полного переобучения.

Четко разделить роли в компаниях: эксплуатационные задачи должны выполнять технические специалисты, а инженеры — заниматься проектированием и разработкой.

Адаптировать образовательные программы под реальные запросы рынка, активнее привлекать работодателей к формированию учебных курсов.

Популяризировать технические профессии через профориентацию в школах и изменение общественного восприятия рабочих специальностей.

Как справлялась IT-сфера

Несколько лет назад российский рынок IT-услуг столкнулся с дефицитом специалистов, что могло существенно затруднить развитие отрасли. Однако, в отличие от других секторов, дефицит был быстро решен. Механизм решения проблемы включал активную популяризацию профессии, создание моды на IT-специальности, высокие зарплаты, возможности для работы на международных рынках, а также различные гранты и льготы для специалистов. Сейчас рынок стабилизировался, и мы видим переизбыток начинающих IT-специалистов. Рост интереса к профессиям в сфере технологий, на фоне повышения заработных плат, не только увеличил количество кадров, но и привел к насыщению рынка.

В инженерной сфере ситуация кардинально отличается: потребность в кадрах намного выше, а рост зарплат приближается к уровню, который становится экономически нецелесообразным. Проблема дефицита специалистов в инженерии требует иных подходов и решений.

Что делать бизнесу

Важно отметить, что профессионально-технические училища (ПТУ) и колледжи выполняют важную роль в системе образования, которая часто недооценена. Это вовсе не запасной вариант для тех, кто не смог поступить в ВУЗ. Наоборот, эти учебные заведения выпускают специалистов с необходимыми практическими навыками, готовых сразу влиться в рабочий процесс и приносить прибыль компании. В то время как университеты зачастую готовят теоретиков, которые не всегда могут применить свои знания в реальной производственной среде.

К тому же сегодня инженерных кадров часто не хватает, поскольку многие институты выпускают слишком большое количество теоретиков, а практических специалистов, готовых к реальной работе, — слишком мало. В результате предприниматели сталкиваются с проблемой дефицита специалистов и вынуждены искать решения. Одним из таких решений может стать изменение общественного мнения о роли среднего профессионального образования. Важным шагом станет пиар среднего образования, который должен быть масштабным и затронуть не только бизнес-сообщество, но и государственные структуры.

Однако можно и нужно предпринимать конкретные действия уже сейчас. Например, компании могут участвовать в разработке образовательных программ ВУЗов, чтобы получать кадры с навыками работы с конкретным оборудованием. Многие ведущие компании IT-сектора, например Yandex и VK, уже активно сотрудничают с университетами, создавая совместные программы и магистратуры. Этот опыт можно адаптировать и в инженерной отрасли. Когда учебное заведение начинает сотрудничать с крупной компанией, это сразу повышает его статус и привлекательность для студентов.

Необходимость в развитии и поддержке сотрудников

Молодым специалистам необходимы не только практические навыки, но и поддержка в процессе дальнейшего развития. Для этого важно создавать возможности для обучения в процессе работы, а также предусматривать меры по поддержке сотрудников, которые решат продолжить образование. Для студентов ПТУ на уровне государства стоит рассмотреть возможность отсрочки от армии, что поможет сделать обучение более привлекательным.

Это интересно — Тупик серийного автопрома: что мешает России наладить массовое производство

Кроме того, после получения основного образования молодые инженеры могут продолжать обучение в смежных областях, таких как экономика или гуманитарные науки, что поможет им развить необходимые soft skills для успешной карьеры. Это будет полезно не только для их личностного роста, но и для компаний, ведь такие специалисты смогут стать связующими звеньями между различными коллективами и заказчиками, управлять командами и разрабатывать корпоративную культуру.

Сегментация рынка труда

Для создания и реконструкции систем требуются одни навыки, для обслуживания — другие. Это подтверждают данные эксперимента, проведенного с использованием искусственного интеллекта. Мы запросили у «Алисы» характеристики инженера по проектированию и инженера по обслуживанию:

Инженер-проектировщик/реконструктор:

  • Развитое пространственное мышление
  • Математическая грамотность
  • Внимательность к деталям
  • Способность работать с большими объемами информации
  • Хорошая визуализация
  • Склонность к аналитической работе
  • Умение работать в 3D-пространстве
  • Эффективное взаимодействие с командой

Инженер по обслуживанию:

  • Практическое мышление
  • Хорошая память на технические детали
  • Умение быстро реагировать на нестандартные ситуации
  • Стрессоустойчивость
  • Физическая выносливость
  • Ответственность и внимательность при выполнении рутинных операций
  • Быстрое освоение новых технологий
  • Хорошая координация движений

Таким образом, можно утверждать, что основное различие между проектировщиками и инженерами по обслуживанию заключается в характере работы. Проектировщик работает с абстрактными концепциями и виртуальными моделями, что требует развития аналитических и пространственных способностей, в то время как инженер по обслуживанию фокусируется на практическом применении знаний, решая проблемы в реальных системах.

Пирамида образования

Возникает вопрос: не приведет ли акцент на практическое образование и развитие soft skills к снижению уровня образования и упадку науки? Но, по моему мнению, опыт работы перед поступлением в университет делает выбор студентов более осознанным. Такие студенты обычно более мотивированы и имеют лучшее представление о своих возможностях на рынке труда. Возможно, они останутся в профессии и, возможно, даже продолжат заниматься наукой, понимая её ценность и связь с практикой.

Сегодня между знаниями, получаемыми в ВУЗах, и их применением на практике существует значительный разрыв. Многие выпускники вузов, с которыми я общался, не видят смысла в теоретических знаниях, так как они не понимают, как использовать их в реальной жизни или как превратить их в источник дохода. Это подрывает ценность высшего образования.

Моя компания могла бы удвоить штат, но не хватает квалифицированных специалистов. В связи с этим можно утверждать, что на рынке труда дефицит инженеров достигает 100%. Ожидается, что рынок со временем сбалансируется, но в настоящее время ситуация осложняется из-за низкой эффективности учебных заведений. Платное обучение в некоторых ВУЗах, например, в московском Политехе, стоит порядка 300 000 рублей в год. Это стоимость, сопоставимая с арендой небольшого помещения, при этом университеты тратят средства на зарплаты преподавателей, улучшение программ и развитие инфраструктуры, что не всегда оправдано.

В будущем может возникнуть кризис высшего образования, который приведет к утрате ценности дипломов. Чтобы избежать этого, необходимо переосмыслить существующие подходы и начать работу над тем, чтобы образование стало не просто доступным, но и качественным.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами